Белый тигр (The White Tiger) — Индия, 2020

Режиссер: Рамин Бахрани

Индийская версия «Паразитов» — первое, что приходит на ум при просмотре. Сложно отделаться от ощущения, что авторы сильно вдохновились позапрошлогодним фильмом Пон Джун-Хо, собравшим четыре «Оскара», и решили сделать то же самое, только перенеся действие из Кореи в Индию. Судите сами:
1. Главный герой — водитель в богатой семье
2. В обществе господствует непреодолимое неравенство
3. Хозяева презрительно относятся к слуге
4. В конце слуга убивает своего хозяина

Но странно говорить о заимствованиях, поскольку «Белый тигр» — экранизация одноименной книги 2008 года, получившей Букеровскую премию, так что, может быть, это Пон Чжун-Хо что-то позаимствовал? Или всё проще, и истории классового неравенства — везде одинаковые? Можно сказать аккуратнее: успех «Паразитов», по-видимому, произвел впечатление на продюсеров и открыл дорогу новым фильмам в похожем жанре — то есть комедийным драмам о глобальном капитализме.

Нищий деревенский парень, Балрам, обманом получает место второго водителя в богатой семье, утверждая, что имеет большой опыт вождения, хотя сам только недавно закончил экспресс-курсы. Однако места второго водителя ему недостаточно, и он начинает слежку за своим конкурентом, который прилежно служил шофером всю жизнь в этой семье. Вскоре Балрам выясняет, что его враг — тайный мусульманин, и подстраивает увольнение: отец семьи ненавидит мусульман. Да, некоторые сюжеты в этом фильме и правда очень похожи на «Паразитов».

Хозяева Балрама, богатый наследник-землевладелец Ашок и его жена Мадам Пинки, учились и жили в Америке, впитали западные ценности, и из-за этого сами в конфликте с более консервативным старшим поколением. Поэтому Ашок не понимает, как можно бить слуг («в Америке так не разрешено»), да и процедура мытья ног слугой ему кажется унизительной, но в целом сама ситуация, что у него есть слуга — его вполне устраивает. Ашок смешной, потому что видит себя креативным бизнесменом и говорит об инновациях, Интернете и технологиях, но все эти планы так и остаются «маниловщиной», а фактически их капитал имеет гораздо более приземленное землевладельческое происхождение. Они в точности как семья Паков: увлеченные всем западным и современным, они втайне глубоко презирают своего слугу, иногда это прорывается наружу. И даже про запах как отличительный классовый признак тут тоже есть несколько сцен.

Балрам понимает, что все общество — это петушиная клетка с боями без правил, и нужно стать максимально циничным, потому что других социальных лифтов здесь просто нет. «Съешь или будь съеденным», гласит постер фильма. Увидев в зоопарке красивого редкого хищника — белого тигра — он видит в нем себя и решает изменить свою судьбу, совершив восстание раба против хозяина. «У бедняков есть лишь два пути наверх: преступление и политика»

Да, о политике. В отличие от «Паразитов», здесь она напрямую присутствует. Постоянно упоминается некая леди по имени «Великий социалист». Её партия даже успешна на выборах за счет голосов из бедных районах. Но увы, социалистка оказывается обычной коррумпированной лидершей системной левой партии: землевладельцы заносят ей взятки, чтобы она закрывала глаза на неуплаты налогов. Она настолько высоко ценит свои услуги, что богачам приходится ради экономии обратиться за поддержкой к ее конкурентам — правящей партии.

Еще здесь мотив, который ярко заметен в другом антикапиталистическом фильме «Стрингер» (2014) — главный герой постоянно рассуждает о том, как бы поступал бизнесмен в той или иной ситуации, и себя тоже видит в будущем в бизнесе. В конце ему это удается, он переезжает в индийский аналог Кремниевой долины. «Я приехал в Бангалор. Ашок рассказал мне о будущем. Аутсорсинг!» — и нам показывают офисы крупных компаний: IBM, Dell и другие компьютерные гиганты. Грустный юмор этой сцены в том, что избавившись от местного, локального хозяина, Балрам выбирает всего лишь подчиняться другому хозяину — международному капиталу. Действует он методами, которые узнал от Ашока: дает взятку полиции, и она жестоко прессует всех конкурентов, за счет чего его собственный таксопарк становится монополистом.

Общий антикапиталистический посыл фильма интересно накладывается на кастовую систему в Индии. Есть очень смешной эпизод, где хозяйка Мадам Пинки вначале ругает слугу за плохие манеры, грязную форму и привычку жевать бетель, а потом в доверительном разговоре объясняет ему, что кастовая система в Индии несправедлива и должна быть уничтожена. Потому что она эмансипированная, прожившая много лет в Америке женщина, впитавшая либеральные ценности. Она видит кастовое неравенство, но не видит гораздо более серьезного классового неравенства. Между тем, как мы видим в фильме, из какой ты касты — не так уж важно («у нас все слуги — из высших каст», говорится в самом начале фильма при приеме на работу), а вот классовая пропасть действительно непреодолима.

Из интересных фактов: одним из продюсеров фильма является Ава ДюВерней, которая сама сняла несколько фильмов социальной тематики, включая фильм «Тринадцатая» об американской тюремной системе и фильм про Мартина Лютера Кинга.

В ролях: Адарш Гурав, Раджкумар Рао, Приянка Чопра Джонас, Махеш Манджрекар

Страна: Индия, США

Продолжительность: 125 минут

Жанр: драма, криминал

IMDB: 6.7

Белый тигр (The White Tiger), 2020

Белый тигр (The White Tiger), 2020

Первоисточник

34
26