В викторианском детективе «Голем» (2016) Карл Маркс отрезает проститутке голову

В викторианском детективе «Голем» (2016) Карл Маркс отрезает лондонской проститутке голову. Для этого у Маркса есть целый набор удобных и страшных «средств производства». Лужа крови на полу выглядит как красный флаг на пролетарском плакате Первого Интернационала. Вся эта сцена происходит в воображении детектива, ищущего серийного убийцу, работающего в стиле (будущего) Джека Потрошителя. Загадочный маниак эстетизирует трупы своих жертв и оставил на стене послание своим преследователям: «Те, кто не смогли предотвратить несправедливость, так же виновны, как и сам преступник». Карл Маркс (работающий в это время в Британском Музее над «Капиталом») в списке подозреваемых, потому что цитата на стене из Томаса де Квинси, на страницах книги которого в библиотеке музея убийца оставил свой дневник, адресованный человечеству и именно в тот день Маркс был там. У него берут образец почерка и детектив представляет себе Маркса в роли убийцы-эстета. Фильм снят по роману Питера Акройда. Когда мы смотрим эту шикарную сцену с отрезанием головы, мы думаем вот о чем:
1. Сам детектив как жанр это всегда (с марксистской точки зрения) попытка решать общую проблему частным образом, к чему и отсылает нас цитата из де Квинси. Маркс говорил о том же самом «Общество готовит преступление, а преступник его всего лишь совершает».
2. Политическое бессознательное этой сцены в постоянно возвращающемся вопросе: несет ли Маркс ответственность за кровь жертв всех революций и жестких режимов, действовавших под красным флагом? Акройд склоняется к ответу: на самом деле нет, убийца — другой человек и вообще не из списка подозреваемых.
3. Конечно, тут важно всё то, что Маркс писал о проституции как наиболее общей метафоре отчужденного наемного труда и самопродажи при капитализме.
4. Акройд строит сценарий фильма так, что невозможно не вспомнить и не открыть «К еврейскому вопросу» Маркса, где он максимально отчетливо артикулирует разницу между политической и экономической властью.
5. Само название «Голем» отсылает нас к теме «восставших средств производства» или тех, кого их хозяева воспринимали только как средство производства. Появившись в средневековой Праге, эта тема «бунта машин» станет одной из главных в классической и современной фантастике именно потому, что она является очевидной метафорой революции («восстания производящих классов, у которых не было политических прав»).
А о чем думаете вы, ребята, пока Маркс отрезает ей голову?

Первоисточник

5
5