Славой Жижек и «Форрест Гамп»

Славой Жижек о фильме «Форест Гамп» и о святой простоте, которая не отличима от господствующей идеологии:

«Фильм Земекиса «Форест Гамп» предлагает в качестве точки идентификации, в качестве Ideal-Ich, идеал-я, некоего простака, что прямо намекает на глупость, как ключевую категорию идеологии. Если вы видели этот фильм, то вам понятно, что главный идеологический подход к «Форест Гампу» строится на оппозиции героя (его играет Том Хенкс) и его вечной возлюбленной девушки (ее играет Робин Брайт). Гамп – блаженный невинный простак, как говорится, с благородным сердцем, который выполняет приказания своих начальников, не будучи обеспокоенным никакими идеологическими возражениями или фанатизмом. Он захвачен символической машиной, в отношении которой у него нет никакой иронической дистанции. Он пассивный очевидец, участник великих исторических политических битв, значение которых он даже не пытается понять. Он никогда не задается вопросом, почему он должен воевать во Вьетнаме, почему его вдруг посылают в Китай играть в пинг-понг и т.д. Его любимая девушка полностью погружена в идеологические страты последних десятилетий, в антивьетнамские демонстрации и т.д. Она участвует в истории и активно пытается понять, что же происходит вокруг. Первое, о чем следует помнить, Форест Гамп — идеология в чистом виде, поскольку оппозиция Фореста Гампа и его девушки не равна оппозиции надидеологической нулевой степени социальной жизни с идеолгическими стратами. Скорее эта оппозиция демонстрирует трения между идеологией в чистом виде, бессмысленной идеологической машиной и теми антагонистическими противоречиями идеологии, которые делают хозяев невидимыми. Гамп, этот неторопливый автоматический исполнитель приказов, который даже не пытается ничего вокруг понимать, передает тело невозможно чистому субъекту идеологии, идеалу субъекта, в котором идеология беспрепятственно функционирует. Демистификация фильма показывает, что он представляет идеологию в чистом виде как неидеологию, как надидеологическое благодушное участие в социальной жизни. В конечном счете урок фильма таков: не пытайся понять, подчиняйся и все у тебя будет хорошо. Форест Гамп открывает тайну идеологии: дело в том, что успешное функционирование вовлекает совершенно открытым образом тупость субъекта, тупость, которая в других исторических обстоятельствах оказалась бы губительной. Сегодня, в эпоху ценизма, идеология может позволить себе обнаружить секреты своего функционирования и после этого продолжать нормально функционировать. Разоблачение тайной машинерии власти идеологии ни в коей мере не влияет на ее эффективность»

Славой Жижек о фильме

Славой Жижек о фильме

Первоисточник

9
72