О ещё не вышедшем сериале Дэнни Бойла про группу «Sex Pistols»

Продолжая сегодняшнюю тему с Марксом на рубашке.

Да! Да! Да!
Это новый шестисерийный сериал «Пистол», уже снятый Дэнни Бойлом («На игле»).

Сколько там будет политики мы не знаем. Бойл обещает бунт, дерзость, неповиновение, антибуржуазность, но во-первых заранее верить на слово не стоит, а во-вторых пока не ясно, как много будет в фильме реально левого и отчетливо политического или это будет просто про «молодых бунтарей».

Напоминаем исторический контекст явления:
Панк-рок никогда бы не возник в Британии без ситуационизма. Ситуационизм — наиболее богемная версия французского марксизма (Ги Дебор и Рауль Ванейгем прежде всего), тусовка художников и теоретиков, выступавших за бескомпромиссную пролетарскую революцию во всем мире. Именно они подготовили стиль для знаменитой студенческой революции в Париже в 1968.

У ситуационизма была и британская версия. Как раз в британской ситуационистской тусовке тёрся Макларен, он был провокационный художник, у которого были две идеи — мировая революция, которая снесет систему (вполне нормально для шумного начала 1970-х) и собственный арт-бизнесок для субкультурщиков всех мастей, который позволит заработать и принесет хоть какую-то локальную известность в арт-среде (вполне нормально для любого радикала-индивидуалиста с художественными амбициями).

Ну то есть если революция начнется, то гори всё огнем, а пока она не началась ещё, у тебя есть уникальный магазинчик и имя в современном искусстве.

Сначала Макларен решил продюссировать нью-йоркскую группу New York Dolls, упаковав её во все советское, марксистское и красно-кумачовое. По его замыслу это должен был быть хулиганский рок-н-ролл в коммунистической упаковке, разрывающий шаблон. Но из этого мало что вышло. И аудитории не понравилось и революции не спровоцировало.

Тогда Макларен вернулся в Лондон и решил с нуля создать с учетом негативного опыта самую скандальную и радикальную группу всех времен и народов на основе идей ситуационизма (и сам Макларен и другие первые панки постоянно цитировали Ванейгема («Революцию обыденной жизни»), объясняя свои действия.

Так появились Sex Pistols, которые были условно первой «панк-группой». Макларен считал, что эта группа станет новым голосом восставших изгоев по всему миру. Фактически он изобрел панк-рок как стиль. Параллельно, чтобы ему было удобнее изобретать панк-рок, он открыл магазинчик одежды и атрибутики, в котором бы культивировалась всяческая антимода — дешевая, дикая и непристойная хрень, адресованная специально для радикальной молодежи всех мастей. С магазинчиком ему помогала его тогдашняя подружка — Вивьен Вествуд, быстро ставшая главным модельером и стилистом панка. Да, это именно она придумала делать костюмы для тусовок и концертов с булавками, дырками, куриными костями, грубо напечатанными на спинах рабочих рубашек лозунгами («Только анархисты мечтают о прекрасном!») и косо пришитыми к ним портретами Карла Маркса.

Что было дальше вы знаете. «Секс Пистолз» мгновенно стали самой бунтарской группой мира, а их музыка — идеальным саундтреком к антиправительственным беспорядкам. Впрочем, вскоре появились и «Клэш» — гораздо более политически идейная в марксистском смысле группа, поддерживавшая никарагуанскую революцию, профсоюзную борьбу британских шахтеров и всё такое. На фоне марксиствующих «Клэш» «Секс Пистолз» смотрелись стихийными и деструктивными анархистами. Но так или иначе, именно с них начался этот дикий стиль, столь сильно понравившийся пролетарской и деклассированной молодежи по всему миру.

И одним из самых узнаваемых графических знаков этого стиля стала буква «А» в круге — символ анархистской революции, предложенный ещё в 1960-х французской левацкой группой «Коллектив молодых либертариев».

«Секс Пистолз» просуществовали недолго, вплоть до трагической смерти Сида Вишеза, и остались бунтарской легендой о вечной молодости, протесте и безудержном радикализме. Всю недолгую историю их сопровождали непрерывные скандалы («они отрицают мораль во всех проявлениях и они же призывают к немедленному насильственному восстанию против британской короны в частности и против капитализма вообще»).

В сериале Дэнни Бойла хитрюгу Макларена сыграл Томас Броди-Сангстер, а его подругу Вивьен Вествуд сыграла Талула Райли. Сериал основан на книге гитариста группы Стива Джонса (Тоби Уоллес) и все события мы видим его глазами. Джонс так же выступил сопродюсером сериала.
Бывший лидер «Секс Пистолз» Джонни Роттен заранее назвал сериал «полной х..ей» просто потому что его не позвали в консультанты и соавторы. В сериале Роттена играет Энсон Бун. Роттен пытался наложить запрет на использование музыки «Пистолз» в сериале, но другие два участника группы проголосовали против (вопрос об использовании музыки группы всегда решался у них большинством голосов).

Но нас, как мы уже сказали, интересует политический контекст — реакция первых панков на то, что происходило тогда в третьем мире (Латинская Америка, Юго-Восточная Азия), массовые британские протесты против неолиберальной политики Тэтчер, отрицание американского империализма, конец эпохи «новых левых», первые футбольные беспорядки, сквоты как автономные коммуны, ситуационистские лозунги…

Первоисточник

125
15