Интервью со Светланой Басковой о ее новом фильме: «Гамлет» в революционной трактовке

«Я Гамлет»
Софико Арифджанова

Создательница «Зеленого слоника» Светлана Баскова собирает деньги на новый фильм с Пахомом и Епифанцевым — нужно 3 млн рублей. Это будет ее первый фильм с 2012 года. «Я Гамлет» обещает стать новым прочтением трагедии Шекспира, где важное место займут крестьянские восстания. Средневековые классовые противоречия незаметны в тексте оригинального произведения, хотя борьба крепостных против феодалов сотрясала Европу вплоть до Нового Времени. Гамлета сыграет Владимир Епифанцев, а Полония – Сергей Пахомов.

Баскова рассказала moloko plus, чем она занималась последние годы, каким будет ее новый фильм и в чем заключается революционный потенциал Гамлета.

«Гамлет» – очень известная трагедия. В ней можно искать дополнительные смыслы, которые еще не были раскрыты в прошлых постановках. Она вошла в историю не просто как художественное произведение, но как произведение, которое сподвигло многих философов на новые идеи. Например, фраза «ты славно роешь, старый крот», которую потом Гегель преобразовал в словосочетание «крот истории». Маркс это понятие, идеологическое выражение — я даже не знаю, как это правильно назвать, – он взял на вооружение и применил его к революционным событиям и к тому, каким образом происходят революции в истории. Лакан свою работу «Желание и его интерпретация» полностью посвятил «Гамлету». К сожалению, она не переведена на русский.

Мне кажется, это саботажно: можно было бы показать наш ответ Чемберлену, показать нашу точку зрения. В нашей стране может быть какое-то неожиданное прочтение «Гамлета».

Для меня Гамлет — это человек, который не нашел себе места. Это революционер, который ждет, когда его время придет, но оно просто не приходит. Он хочет действовать, но он не знает, не понимает, как это сделать. Его не устраивает то место, в котором он находится. Его не устраивает то, что с ним происходит, в принципе. Это видно на протяжении всей пьесы — его вообще ничего не устраивает. Гамлет ничего не хочет. Но если бы он включился в какие-то революционные события, он мог бы стать прекрасным лидером.

С точки зрения психоанализа, открывается другая сторона его личности: он человек с отложенным чувством ответственности. Он хочет, условно говоря, отомстить за своего отца и убить короля, но он все время это откладывает. Даже в конце он убивает его не своим клинком, а клинком Лаэрта.

«Гамлет ничего не хочет. Но если бы он включился в какие-то революционные события, он мог бы стать прекрасным лидером»
Я все время снимаю кино, в котором поднимаются социальные или политические проблемы. У меня всегда претензии к любому фильму, который я смотрю: мне очень важен контекст, как он обозначается самим автором произведения, в какой среде живут его герои и кто они, какую они занимают позицию.

Если это фильм — я уже боюсь говорить слово «артхаусный» – авторский, он обязательно должен показывать какой-то социально-политический контекст. Он должен показывать, что происходит вокруг и как герои относятся к действительности. Для меня это всегда было важно: у героя должна быть своя гражданская позиция. Без этого получается одна плоская история, и это уже не так интересно. Все переживания, драматургия – они сразу становятся на градус меньше.

Гамлет — это собирательный исторический образ. Поэтому у меня тоже будут собирательные образы. Я ориентируюсь на Уота Тайлера, который в 14 веке был предводителем христианских восстаний. Был еще священник Джон Болл, который выступил их идеологом. Он считал, что люди не должны разделяться на сословия. Что мне особенно интересно — вот эта пара, в которой они работали.

У меня есть люди, которые дают мне консультации, рекомендуют ту или иную литературу. У меня есть знакомый историк, который прямо сейчас защищает диссертацию по Джону Боллу. Если речь идет о, например, историческом, политическом контексте, то это Илья Будрайтскис, если психоанализ, то Глеб Напреенко.

Володя Епифанцев очень хороший актер, и так случилось в моей жизни, что они с Сергеем Пахомовым — мои главные актеры. Сережа играет во всех моих фильмах. Я считаю, что Володе очень нужна хорошая роль, эти бесконечные сериалы меня безумно раздражают. Мне кажется, его скоро не будут туда приглашать, потому что он может больше, чем все остальные. Он там начинает импровизировать и перестает замечать всех вокруг. Он прекрасно справится с ролью Гамлета.

Я пригласила Петра Скворцова на роль Клавдия и Ольгу Лапшину – на роль Гертруды. Она меня просто поразила в фильме «Жить» Сигарева. Я не хочу, чтобы играли люди одного возраста – мне кажется, так теряется драматургия. В фильме это будет объяснено.

«Я поняла, что наше поколение должно заниматься образованием»

С тех пор, как в 2012 году я сняла последний фильм, «За Маркса», я занималась исключительно образованием в области современного искусства. Мне кажется, это очень важно. Я поняла, что наше поколение теперь должно заниматься образованием. Мы с Анатолием Осмоловским открыли в 2011 году Институт «База». Таких институтов достаточно мало, где преподают историю искусства XX-XXI веков. Обычно все заканчивается на 50-х годах.

Все это время меня очень волновало образование теоретическое, арт-критика. Она у нас просто отсутствует. Скажу честно, мы в этой области потерпели фиаско — у нас не получилось. Сначала казалось, что все просто: люди придут и начнут писать. Но в российском искусстве арт-критиков можно пересчитать по пальцам . Это невостребованная профессия, за нее не платят. Все, что есть в этой области, оно существует на личной инициативе. И когда уходит эта личность, мы теряем целую институцию.

В июне мы с «Винзаводом» открыли лабораторию арт-критики. Нам важно, чтоб люди учились бесплатно. Сейчас у нас группа 15 человек, раз в 3 месяца у нас будут публичные выступления, мы регулярно будем выпускать бюллетень художественной критики. Мы также будем делать переводы зарубежных статей. Мы очень надеемся, что «Винзавод» начнет делать коллаборации с какими-то изданиями, и все это перестанет быть тем маргинальным полем, в котором мы существуем, станет чем-то востребованным в обществе. У нас большие надежды. У ребят очень интересные тексты. Это никак не приземляет то, что мы делали с «Базой» в области критики. Просто это, оказывается, требует большей работы.

https://vk.com/@https://moloko.plus-ya-gamlet

Первоисточник

3
1