Алексей Цветков о теме сбора валежника в фильмах про Маркса

В фильме «Молодой Карл Маркс» сцена с валежником присутствовала в самом начале, там были зловещие всадники, преследующие крестьян, в духе фильма «Властелин колец». Эту сцену авторы фильма как будто бы нарочно приурочили к принятию в России закона о сборе валежника. Радует, что тема не обойдена вниманием и в китайском аниме «Вождь»: во второй серии есть ровно такой же эпизод.

Алексей Цветков:

«Всё же этот палый валежник в нашей Госдуме настолько смачный и сочный, что мимо него невозможно пройти. В 1842 Маркс пишет в (недавно созданной) «Рейнской газете» статью о краже леса. Этот текст делает его по-настоящему известным политическим публицистом. Там демонстрируется относительность любых отношений собственности и политическая ангажированность государственной власти, охраняющей права собственности правящих классов. Ну, типа, вот лес «принадлежит» кому-то, кто может в нём и не был никогда. А рядом с лесом живут и трудятся крестьяне. И «воруют» оттуда деревья по нужде своей и их за это жестко наказывают, а иногда и просто убивают без суда и следствия прямо на месте в этом лесу. А если вот — с горькой иронией интересуется Маркс — ветки с дерева упали на землю уже, их можно крестьянам тогда поднимать и брать? это неотъемлемая собственность владельца леса или уже отъемлемая? Нет, крестьян тиранят и за валежник, чтобы порядок не нарушался и вообще на всякий случай, потому что общество состоит из классов и власть имеет классовую природу… Всё это настолько фактурно, что в недавнем (2017) фильме «Молодой Маркс» режиссер Рауль Пек прямо с этого и начал — крестьяне в лесу ночью втихую «присваивают» валежник, вдруг появляется охрана на лошадях и крестьяне, роняя ветки, разбегаются, но некоторых настигают. За кадром звучит текст дерзкой статьи, бросающей вызов господствующим классовым отношениям. Нужное стартовое настроение фильма создано. Типа вот какая царила в Германии дикость 186 лет назад, когда Маркс только начинал свою деятельность.

Вчера в Государственной Думе принят закон, разрешающий гражданам России собирать валежник с земли безнаказанно!
«Просто радуется сердце — прокомментировал это решение один из лидеров фракции «Единой России» Андрей Константинович Исаев — Это значит, валежник можно будет свободно собирать для отопления своих домов. Это не только решает социальную проблему для людей, но это очень важное решение для экологии. Мы, фактически без бюджетных затрат, обеспечим очистку леса».
Андрей Исаев историю знает хорошо и Маркса в своё время читал внимательно. Говорю об этом уверенно, потому что Андрей Константинович был моим школьным учителем истории в 1991 году, а ещё он был тогда молодым и харизматичным лидером только что легализовавшихся анархистов, издававших журнал «Община» и про Маркса с Лассалем мы с ним неоднократно разговаривали. Это теперь он стал бессменным депутатом (пять созывов), членом высшего совета ЕдРо, борцом против усыновления американцами российских сирот и вообще не бедным человеком (имеет землицы на 5,8 кв.км, несколько квартир, домов, машин, всё как у людей) и, конечно, православным патриотом — жена Андрея Константиновича (он романтично женился на своей школьной ученице как раз, она училась на один класс старше меня) обзавелась кое-какими угодьями в Германии, где они выстроили собственный отель и православную церковь Святого Фомы. Как раз всё это хозяйство у них в городе Трире, откуда, собственно, Маркс родом, а что там в их немецком поместье с валежником, я не знаю, разрешается подбирать с земли или нет. Но землю рядом с Триром покупали не из-за Маркса, конечно, а чтобы (с их собственных слов) держаться поближе к «хитону Господа», который в Трире хранится как раз в одном из соборов. И понять это можно. Им есть за что благодарить своего бога. Свои нынешние взгляды Андрей Константинович определяет как «социально-консервативные», а противников путинизма порой публично припечатывает «мелкими тварями». Любит, то есть, крупный размер. И вот, валежник нам всем собирать вчера разрешил на высшем законодательном уровне и с радостным сердцем. У меня как раз, в моем рабочем подмосковном поселке, лес рядом, могу в любой момент заняться сбором валежника, ведь теперь это законно.
Морали никакой я отсюда не буду извлекать. Сами извлекайте, если она вам нужна. Может быть мне просто нравится слово такое «валежник», вот поэтому я про него тут и пишу.

P.S. И нет, это не правильно у вас в голове сейчас сложилось в ходе чтения, что я учился в школе, а молодой талантливый преподаватель увлек меня в старших классах идеями анархизма. Всё было наоборот. К предпоследнему классу я был уже настолько панком и анархистским активистом, что ни одна московская школа меня с таким внешним видом, поведением и оценками не брала, а последний год в школе доучиться нужно было (зачем, я уже сейчас не помню) и поэтому меня взяли только туда, в экспериментальную (№734), где Исаев (уже отлично мне известный по митингам и сходкам) тогда преподавал отечественную историю.

И ещё раз — «валежник».»

Первоисточник

0
0