Политэкономия на пальцах в фильме «Синьор Робинзон» (1976)

В «Капитале» и других своих экономических сочинениях Маркс регулярно обращается к теме «робинзонады». С одной стороны, история Робинзона на острове наглядно демонстрирует, что такое потребительная стоимость и как она связана с конкретным трудом, но с другой стороны Маркс критикует политэкономов, которые используют образ Робинзона для объяснения своих теорий стоимости и обмена. Робинзонада для Маркса это слишком умозрительная модель, в которой человек на необитаемом острове налаживает свою жизнь, что-то производит, добывает, потом кого-то встречает, начинает с ним меняться, так возникают деньги и т.п. В такой объяснительной модели нет ни классов, ни общин, ни коллективного труда, ни коллективной мифологии. Эта модель оказывается полностью свободной и от истории и от общества. При этом «естественные» правила обмена, которые изобретает «условный Робинзон» всегда соответствуют опыту и идеологии современного экономиста и его предполагаемых читателей. Вот как та же тема выглядит в итальянской комедии «Синьор Робинзон», 1976. Робинзон объясняет Пятнице товарные отношения с банками и прочим, а она никак не может понять, зачем для обмена продуктами нужны деньги.

Первоисточник

8
1