В «Без солнца» Маркер использует историю с противостоянием вокруг строительства аэропорта Нарита, как повод поговорить об упадке движения новых левых и подвести определённые итоги этого этапа истории. Вернувшись на место былых столкновений, спустя десять лет, он попадает на «сюрреалистическую демонстрацию», в которой ничего не изменилось: те же участники, те же полицейские в синей форме, тот же лозунг: «Долой аэропорт!». Не изменилось ничего, кроме одного: появился сам аэропорт. Это ли не символ упадка левой идеи и кризиса идей поколения шестидесятых? Протесты продолжаются по инерции, лозунги лишь констатируют существование того, против чего они направлены, радикальные студенты частью перестреляли друг друга в горах в порыве революционной самокритики, частью подались в услужение капитализму, а частью стали «левыми» позерами и карьеристами.
Нарита возвращает режиссёру портрет этого поколения в виде разбитой голограммы, разлетевшиеся осколки которой, трудно собрать воедино. Но всё же, пытаясь это сделать, Маркер рисует противоречивый портрет поколения шестидесятых, поколения «потерпевшего поражение, но выигравшего понимание того, что победить можно лишь в борьбе».
Фрагмент фильма Криса Маркера «Без солнца» (1983)
0
0
0