«Комплекс Баадер-Майнхоф» — драма о крупнейшей террористической группировке послевоенной Германии

Левое кино потихоньку становится мейнстримом: большой обзор фильма о RAF «Комплекс Баадер-Майнхоф» внезапно вышел на одном из популярнейших российских сайтов о компьютерных играх DTF.

Оригинал статьи

За пределы своей родины масса европейских фильмов отправляется только за наградами, после чего остаётся в памяти лишь самых заядлых киноманов. Даже фильм, номинированный на Оскар — самую мейнстримную премию, от этого не застрахован. «Комплекс Баадер-Майнхоф» собрал всего 26 млн. евро при бюджете в 20 млн. Но до проката в России и вовсе не добрался. Да оно и понятно, ни одного громкого имени сопоставимого с голливудским вы там не встретите.

Основой для сценария выступил бестселлер Штефана Ауста «Baader-Meinhof: The Inside Story of the R.A.F./ Баадер-Майнхов: Изнанка Ф.К.А.» о первом поколении террористов-революционеров и их лидерах: Андреасе Баадере, Ульрике Майнхоф, Гудрун Энслин и Хорсте Малере. Их история уже полвека не оставляет равнодушной широкую общественность Германии.

Список некоторых акций Ф.К.А. действительно внушает:

1970 — серия ограблений («экспроприаций») банков.

1972, 24 мая — взрыв в штаб-квартире 7-й армии США в Гейдельберге.

1977, 7 апреля — убийство генерального прокурора ФРГ Зигфрида Бубака

1977, 30 июля — убийство главы «Dresdner Bank» Юргена Понто

1977, 5 сентября — похищение и убийство президента Союза работодателей ФРГ Ганса Мартина Шлейера

1981, 31 августа — нападение на базу ВВС США в Рамштайне.

1986, 10 октября — убийство руководителя политического департамента МИД ФРГ Герольда фон Браунмаля.

1989, 30 ноября — убийство главы «Deutsche Bank» Альфреда Херрхаузена.

1993 — взрыв тюрьмы в Дармштадте.

Не удивительно, что экранизация этих событий от лица самих террористов-революционеров в своё время вызвала несколько локальных скандалов.

Неудавшаяся революция

Историю открывает кровавый разгон демонстрации протеста во время приезда в Германию иранского шаха, произошедшей 2 июня 1967 года. Очень натуралистично показано нападение крепких молодых сторонников Ирана на демонстрантов при полном попустительстве полиции и отказе помогать уже избиваемым до потери сознания женщинам. А при разрастании беспорядков полицейские сами бросаются на протестующих: избивают дубинками, топчут лошадьми. А когда офицер на ровном месте убивает человека из табельного оружия, власти просто делают вид, что ничего особенного не произошло.

Следом идут уже классические документальные кадры, формировавшие у героев отношение к миру: война во Вьетнаме, убийства Мартина Лютера Кинга и Эрнесто Че Гевары. И если расстрел пленных вьетнамцев и бомбардировки мирных деревень — это где-то далеко и словно не существуют, то жестокость полиции — осязаемая реальность.

1968 год, вся Европа охвачена студенческими волнениями и антивоенными манифестациями. В это же время левый активист Руди Дучке после речи против американского вторжения во Вьетнам скандирует Хо Ши Мин, а через несколько минут он получит две пули в голову от местного неонациста со словами: «Ты поганая коммунистическая свинья».

Вслед за этим следует стихийный захват и уничтожение тиража газеты, которая оправдывала разгон демонстрации, а затем травила Дучке, спровоцировав покушение. Словом, авторы с самого начала демонстрируют неприглядную картину происходящего в Германии, которая буквально взывает к отмщению. Вместе с тем власть имущие цинично рассуждают о том, выдохлись протесты или нужно ещё немного подождать.

Нужно отдать должное режиссёру и всей команде: постановка, игра актёров, звук, декорации, машины и костюмы — всё на высшем уровне, а вкрапления хроники тех лет усиливает эффект достоверности. Особенно убедительно смотрится нонконформист Андреас Баадер. Из-за своего фанатизма и импульсивности персонаж получается малосимпатичный, но который тащит на себе организацию вперёд.

Сверху Андреас Баадер и Гудрун Энслин, а внизу Ульрика Майнхоф.

Они с Гудрун Энслин словно всегда искали повод уйти в террор. Другое дело — рациональная журналистка Ульрика Майнхоф, вынужденная совмещать грабежи, убийства и чисто политическую деятельность, объясняя и оправдывая методы группы. Именно Майнхоф приходит к осознанию ущербности некоторых методов ФКА и неоправданности жертв, но остаётся в меньшинстве.

После того как основатели оказываются в тюрьме, сюжетная линия их последователей превращается в череду терактов, и попыток властей их остановить. Каждое новое убийство становилось объяснением предыдущего и доказывало необходимость следующего. А в столь ожесточённой борьбе кровавые вендетты могут длиться бесконечно.

Возникновение и деятельность Фракции Красной Армии — это затянувшееся на 30 лет эхо студенческих волнений конца 1960-х. Именно эту позицию выбрали авторы, чтобы поближе рассмотреть и понять феномен левого радикализма, который, начавшись с поджога магазина, перерос в захват посольств, угон самолётов, убийство судей, политиков и бизнесменов.

Беспорядки в Париже, 1968 год.

На это особенно интересно посмотреть после «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи, где герои тоже ищут себя на фоне студенческих волнений 1968 года, но только в Париже. Но если его герои устраивают «сексуальную революцию в отдельно взятой квартире», то немцы устраивают партизанскую войну на улицах Германии. Возможно, образ героев — бунтарей без причины, которые движутся к краху черпался из фильмов французской новой волны 1950 — 1960-х, которая и сформировалась на фоне этих общественных движений.

Ближе к концу происходит трансформация героев: Баадер, сохраняя все свои принципы, становится более уравновешенным и хладнокровным. Тогда как Майнхоф, не обладая этим стержнем, отягощённая интеллигентскими терзаниями и доведённая до помешательства жестокими условиями содержания, психологически надламывается. Дегероизация лидеров, вместе с тем, формирует перед нами рельефные образы простых людей со своими сильными и слабыми сторонами. А произвол немецкой полиции и тюремных надзирателей не позволяет относится к героям строго отрицательно.

Но на суде они выступают в роли несломленных принципиальных борцов и именно этот образ остаётся у всех остальных. Им поклоняется остающееся на свободе уже второе поколение боевиков ФКА.

На фоне циничных и расчётливых чиновников подкупает искренность героев, их готовность к самопожертвованию ради доказательства несправедливости системы, которая решила их судить. И если к нападениям на американские военные базы авторы особого сопереживания не вызывают, то некоторые террористические акты поданы как явно неоправданные.

Ценно признание проблемы авторами. В фильме демонстрируются социологические опросы, согласно которым 25% населения Германии моложе 30 лет (почти 7 миллионов человек) поддерживает или сочувствует ФКА, а некоторые готовы их укрывать.

В реальности именно так и происходило. Уже в начале 2000-х министра иностранных дел ФРГ Йошку Фишера обвиняли в предоставлении в 1976 году укрытия, транспорта и оружия известному левому террористу Хансу Иоахиму Кляйну.

Но даже в Германии ФКА была не единственной. В Италии действовали «Красные бригады»; во Франции несколько позже возникло «Прямое действие». За оружие бралась прежде всего молодёжь в странах с фашистским прошлым, а в случае с Испанией («Революционный антифашистский и патриотический фронт») и Португалией («Народные силы 25 апреля») настоящим. В Великобритании уже полвека это место занимала «Ирландская республиканская армия» (про неё в том же 2008 году вышел фильм «Голод»).

Так почему же взорвалась Германия?

Это — фашистское государство, готовое убить нас всех. Это — поколение, создавшее Освенцим, с ним бессмысленно дискутировать.

Гудрун Энслин

Эти слова, ставшие лозунгом ФКА и леворадикальной молодёжи, в фильме не прозвучали. Но именно конфликт поколений играет центральную роль в драматургии. Революционная молодёжь, потерпевшая поражение на баррикадах в 1968 и поколение, которое легло под Гитлера, а теперь находится в молчаливом сговоре с реакционным государством.

Справа налево: Гудрун Энслин, Андреас Баадер,  Торвальд Проль и Хуберт Зёнляйн на суде по делу о поджоге супермаркета во Франкфурте-на-Майне.  Слова Энслин: «Мы зажгли факел в честь Вьетнама!» были встречены аплодисментами всех присутствующих. 

Кроме интервью, взятого журналистами у родителей Энслин в суде, это передаётся в коротком диалоге с её отцом-священником, который идёт в церковь и демонстративно не желает замечает ни разгона демонстраций, ни войну во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.

В этом был также элемент контркультуры. У большинства студентов не было денег на съём жилья; они совместно захватывали пустующие не распроданные дома и селились там. Сегодня это называется «сквоттинг». По данным МВД ФРГ, к 1980 году только в Западном Берлине было около 150 тысяч сквоттеров. Они образовывали коммуны, в которых не только занимались групповым сексом, но и готовили политические акции. А когда полиция пыталась их выгнать дело доходило до настоящих уличных боев. .

Фриц Тойфель, лидер «Движения 2 июня» (одни из последователей РАФ), был одним из руководителей знаменитых «Коммуны 1» и «Коммуны 2». Фриц Тойфель и Райнер Лангханс были в числе отцов «политрока в Западной Германии», водили дружбу с Rolling Stones. В этих коммунах разумеется потом скрывались боевики.

При том что безработица тогда была в Германии чуть больше 1%, интеллектуалы – гуманитарии, не способные найти себе применение в промышленности, попадали в более неприятное положение, чем квалифицированный рабочий. Для них неравенство и несправедливость не сводилась к материальным благам, и они становились носителями «революционности», которая в виду ограниченности социальной базы трансформировалась в левый экстремизм и терроризм.

Как показывает история, к тактике индивидуального террора переходят после провала перспективного массового движения. Провал бурного движение студентов «поколения 1968-го» дал мощный импульс для развития «Фракции красной армии» и не только для неё. В конце концов городская партизанская война (даже в самой лёгкой своей форме) — это азарт, адреналин, романтика, что и привлекает молодёжь. Вот и сам Штефан Ауст после просмотра фильма заявил: «Я изменил отношение к тем событиям. Мне кажется, что за действиями ФКА стояли скорее личные амбиции членов этой организации, чем их политические убеждения».

Политические партии и новая оппозиция

Один из чиновников задаётся вопросом: «Я никак не могу понять, откуда берутся новые отряды террористов? В чём причина их возникновения?» На что получает абстрактный ответ: «В мифах». Это с нами говорит не персонаж, а сам автор. Можно подумать, что у молодёжи захваченной сексуальной революцией гормоны бьют через край и они, начитавшись Че Гевары и Хуана Маригеллы, с самого начала шли в террор. Но это не так.

После запрета компартии в 1956 году, в ФРГ сложилась, по сути, двухпартийная система: Христианско-демократический союз Германии и Социал-демократическая партия Германии. Многие левые связывали свою судьбу с социал-демократами, но чем дальше, тем больше партии походили друг на друга и от перестановки членов правительства и баланса сил в парламенте политический курс не менялся.

А когда в 1966 году СДПГ пошёл на коалицию с ХДС из неё вышли практически все реальные оппозиционеры. Таким образом закрывались любые парламентские методы борьбы. В Германии начиналось массовое новое левое движение известное как «внепарламентская оппозиция». На этом поле уже активно действовал Социалистический союз немецких студентов, исключённый из СДПГ за коммунистические взгляды.

Антивоенная демонстрация во Франкфурте-на-Майне, 1968 год. В центре (с портфелем в руке) — лидер движения Руди Дучке.

Многие из будущих партизан начинали в антивоенном движении, в антиядерном движении, а затем в движении против Вьетнамской войны. Ульрика Майнхоф была активисткой вполне пацифистской и даже религиозной организации «Движение против ядерной смерти».

Но участников этих движений травили как «подкупленных Советами» и совершенно официально ставили в полиции на учёт как «подрывных элементов». Похожим образом обстояло дело и с теми, кто выступал против войны во Вьетнаме. Для них и многих других вводился запрет на профессии. Например, бывшие члены НСДАП и СС могли работать в школе, а пацифисты и социалисты нет.

Некоторые социалистические организации вроде «Социалистического коллектива пациентов» просто запрещались, а их члены арестовывались или уходили на нелегальное положение. На протесты правительство не реагировало. А если реагировало — то дубинками и последующими судами над демонстрантами. Авторы, в этом плане, честно демонстрируют, что никакие митинги не могут повлиять на политику страны, а попытка в легальном поле выйти за флажки будет немедленно подавлена.

Нацистское прошлое или всё ещё настоящее?

Многие из будущих боевиков участвовали в молодежных антифашистских организациях и активно собирали данные обо всех военных и чиновниках, которые занимают высокие посты и были замешаны в военных преступлениях — всего 364.000 человек. По их подсчетам в МИД ФРГ таких чиновников оказалось 85%. Из 1200 палачей Бабьего Яра, чья вина была документально установлена, перед судом предстали 12; комендант Дахау Михаэль Липперт получил всего лишь 18 месяцев тюрьмы и таких примеров была масса.

Лидер «Движения 2 июня» Фриц Тойфель скажет на суде в ответ на вопрос «Кто ваш отец?»: «Фашист, разумеется. Ведь он из вашего поколения». Вот только авторы воспользовались соблазном всё показать, как конфликт пассионарной молодёжи, не знающей куда себя деть, и старшего поколения, желающего просто мира и спокойствия.

Нацистские военные преступники дорастали до министерских постов — как это было, например, с Теодором Оберлендером, командиром спецбатальона «Нахтигаль», который прославился массовым истреблением мирных жителей на Украине, — и даже до поста федерального канцлера, как это было с Георгом Кизингером, одним из разработчиков доктрины антисемитской пропаганды при Гитлере.

С точки зрения студентов-антифашистов, в ФРГ проходила не «денацификация», а «ренацификация». В 1955 г. парламентская комиссия разрешила вступать в бундесвер (армия) всем бывшим «фюрерам СС» вплоть до оберштурмбанфюрера, причем каждому из них сохранялся прежний чин. В 1961 г. был принят закон, по которому в своих званиях восстанавливались все члены СС — организации, официально признанной в Нюрнберге преступной.

Долгое время они писали разоблачения, составляли таблицы с именами и совершёнными преступлениями, веря в силу гласности, но власти всё это просто игнорировали.

Выбор жертвы для своей самой известной акции РАФ — похищения и затем (после убийства в тюрьме лидеров РАФ) казни президента Объединения германских промышленников Ганса-Мартина Шлейера был произведен с учетом личности последнего.

Отряды боевики называли в честь погибших товарищей. Например «Отряд имени Зигфрида Хауснера». 

В 1941 г. Шлейер стал руководителем канцелярии президиума Центрального союза промышленности протектората Богемия и Моравия. На этом посту он помимо прочего руководил «утилизацией» (то есть уничтожением) заключенных и военнопленных. В Чехословакии после войны Шлейера приговаривают к смерти за военные преступления и требуют от ФРГ его выдачи, но получают отказ. На родине он сразу после войны занимал видные посты в немецких корпорациях и правящей партии ХДС. Но этот аспект решили обойти стороной.

Можно отметить определенную закономерность – люди обращались к террору не просто под воздействием некого импульса, а исчерпав все возможности что-либо изменить в обществе, действуя через легальные нетеррористические организации.

На одном из совещаний ретивый чиновник предлагает сформировать спецподразделение, которое, в лучших традициях эскадронов смерти, уничтожит всех представителей группировки. На что опытный главный полицейский говорит: «Причины террора должна устранять не полиция, а политическое руководство страны», намекая, что само немецкое общество поставляет им новых боевиков. Но на самом деле такие операции проводились. И в ходе «расстрельных облав» с 1972 по 1978 годы было убито почти 150 гражданских, тогда как выявленных боевиков можно было пересчитать по пальцам одной руки. Зато некоторые родственники жертв влились в ряды ФКА.

Герои постоянно говорят о фашизируюшейся Германии, но не конкретизируют свои претензии. Многие из их аутентичных деклараций лишены содержания. Но тень «немецкого неофашизма» контрабандой проникла в фильм, отразившись в аллюзиях суда над лидерами ФКА на Лейпцигский процесс 1933 года и другие процессы, проводившиеся нацистами.

Хольгер Майнс отказался участвовать в суде, на котором запрещалось говорить ему и его адвокату, в суде, который отказывался вызывать и заслушивать свидетелей защиты и на который не допускались «посторонние», в том числе родственники и журналисты.

Председатель Верховного суда Западного Берлина Гюнтер фон Дренкман на суде заявил: «Демагогия этого подонка опасна для окружающих. Он, как бешеный пес, может заразить своей ядовитой слюной всех остальных». В ответ на это он объявил голодовку, вскоре умерев от истощения. На следующий день Дренкман был застрелен у себя дома в собственный день рождения. После этого процесс решили проводить более открыто.

Вьетнам на берегах Рейна

Взрыв на базе США устроенный в 1972 году.

Правы ли мы, организуя сейчас вооруженное Сопротивление, можно выяснить, только организовав его. Возможно ли его организовать — покажет практика.

Ульрика Майнхоф

Идейная составляющая здесь отражена в написании своего манифеста, где Майнхоф обосновывает путь вооружённой борьбы и отрицает монополию государства на насилие, а полицейских называет «свиньями». Действительно, отличительной чертой политической лексики RAF стал термин «свиньи», под ним в зависимости от контекста подразумевали всех противников – полицейских, государство, капиталистов, военных: «Свиньи захотели…», «Свиньи думали…».

Но и здесь авторы хитрят. ФКА считали, что война во Вьетнаме, которую поддерживает ФРГ, – военное преступление. И уже это даёт им право на симметричные действия по защите народов «третьего мира», а не просто потому что им хочется кого-то убить. И к убийствам они пришли не сразу, первое нападение на базу США произошло после того как полиция застрелила при задержании Петру Шельм – самую молодую из них.

Всего активных членов ФКА насчитывалось около 200, и ещё примерно 500 человек им помогали (прятали оружие, укрывали боевиков, давали деньги). В конце 70-х правительственная группа социологов, политологов и психиатров изучила биографий 40 наиболее известных западногерманских городских партизан. Оказалось, что 70% из них — выходцы из обеспеченных слоев с доходом выше среднего, причем две трети из этих сорока имели высшее гуманитарное образование. Позже еще одна группа обрабатывала данные 100 известных бойцов и всего 20% из них были рабочими.

Представители первого поколения ФКА.

Мельком показано, что в доме Ульрики живёт сбежавшая из детского дома девушка, про которые она готовила документальный фильм. Но не сказано, что режим содержания там больше напоминал тюрьму, а детей использовали как дешёвую рабочую силу. Один из таких воспитанников показан в фильме, как и бунт в детдоме, но не причины произошедшего. Тем не менее, сам механизм вовлечения студентов, журналистов и юристов в партизанскую войну показан хорошо.

Во время просмотра не покидало ощущение нехватки сцен и целых сюжетных линий. Какие-то могли остаться на полу в монтажной, другие же пришлось заменять и переделывать ещё на этапе написания сценария из-за фактора государственного финансирования. То, что имело глубокие социальные корни в реальности, в фильме просто не имеет почвы под ногами.

Но и свергать капитализм таким образом они не планировали. Вслед за Маркузе, они считали рабочий класс «интегрированным в Систему» и утратившим революционный потенциал. Революционная инициатива перешла к «третьему миру»: Вьетнам, Колумбия, Никарагуа, Палестина и т.д. Своими действиями они хотели открыть «второй фронт» против империализма, который перерастёт в масштабную партизанскую войну.

Отряд спецназа и водитель убитые при похищении Ганса-Мартина Шлейера.

«Мы ощущали себя не немцами, мы ощущали себя «пятой колонной» народов «третьего мира» в метрополии», — скажет позднее Хорст Малер. Они восприняли призыв Че Гевары: «создать два, три, много Вьетнамов!». Этим объясняются нападения на венные базы США, участвовавшей в этих конфликтах.

ФКА сознательно шла на обострение ситуации чтобы «выманить фашизм наружу». Они рассчитывали, что как только большому числу людей в ФРГ (левым, в первую очередь) станет ясно, что они живут в фашистском по сути государстве, — они начнут бороться с фашизмом всеми доступными способами. Но они забыли слова своего кумира Че: «Там, где правительство пришло к власти более или менее демократическим путем (пусть даже при этом дело и не обошлось без фальсификации) и где поддерживается, по крайней мере, видимость конституционной законности, возникновение партизанского движения исключено, поскольку еще не исчерпаны возможности борьбы мирными средствами».

Но вызвать огонь на себя, спровоцировать государство на массовые репрессии – это у них получилось, как ни у кого другого. Руди Дучке по этому поводу писал: «RAF оставил за собой грязные следы повсюду. Похоже, что правительство, в частности коалиция ХДС и ХСС, женилась на RAF, взяв в приданое всё его дерьмо, чтобы остановить классовую борьбу!»

Каждая новая акция вызывала ужесточение репрессий. Власти били по площадям: вводили коллективную ответственность; составляли списки «симпатизантов» куда заносили тех, кто говорит или пишет «Группа Баадера-Майнхоф» вместо «банда»; расширяли полномочия полиции и спецслужб, порождая всё новых и новых боевиков. А ужесточение условий содержания политических заключённых вызывало среди молодёжи сочувствие и создавало вокруг партизан ореол мучеников. По популярности боевики ФКА не уступали рок-звёздам.

Похороны Ульрики Майнхоф.

Астрид Проль, которая в фильме и предложила похитить Шлейера, якобы освободили просто потому что истёк срок заключения, хотя остальные члены ФКА получали от 25 лет до пожизненного. На самом деле из-за содержания в системе «мёртвых коридоров» она потеряла 80% слуха, 60% зрения, 40% массы тела, заработала гипертоническую болезнь, сердечную аритмию, болезни вестибулярного аппарата, желудочно-кишечного тракта, печени, суставов, кожи, и ещё кучу патологий, список которых занял 2 страницы. И выпустили её по решению медкомиссии как полностью недееспособную.

Заключение

Rammstein — Deutschland, Тилль Линдеманн (второй слева) в образе Ульрики Майнхоф берёт Германию в заложники. 

Так что же авторы хотели нам сказать? Эта история не обо всей ФКА, а прежде всего о её первом поколении и лидерах – Баадере и Майнхоф. Фильм построен на психоанализе главных героев – попытке понять и объяснить их мотивы. Что в общем-то неудивительно, ведь большую часть активной жизни лидеры провели в тюрьме и многочисленным терактам прямого отношения не имели.

Фильм безусловно заслуживает просмотра. Выбранные герои и события не позволяли всё свести к банальному: «терроризм – это плохо». То место, которое ФКА занимает в немецком обществе и актуальность проблематики (он вышел к десятилетию с момента самороспуска организации) толкает авторов к осмыслению причин подъёма леворадикальных террористических группировок в Западной Европе.

Вопреки ожиданиям героев, власть не одумалась, а продолжала хладнокровно извлекать политическую выгоду. Все усилия революционеров хоть и смогли сдвинуть с мёртвой точки позицию суда и добиться открытого процесса, но на него пришлось разменять несколько жизней. А в конечном итоге даже своих лидеров им спасти не удалось.

Авторы подводят нас к идее о тупиковости индивидуального террора. И в этом с ним нельзя не согласится, но многие аспекты и вызвавшие этот террор подаются мельком. А желание подыграть официальной версии и уход от большинства мотивов, связанных с внутренней политикой Германии заметно обеднило фильм.

Первоисточник

3
5