Слезы апреля (Käsky) — 2008, реж. Аку Лоухимиес

В этом году сто лет исполнилось неизвестной для нас войне — гражданской в Финляндии, которая открыла печальную вереницу подобных конфликтов в Европе ХХ века. Финны воевали друг с другом «всего» четыре месяца, однако степень жестокости, проявленной в этом конфликте, оставила на теле страны и в исторической памяти незаживающие раны и во многом повлияла на эскалацию насилия в других странах, в т.ч. и России, куда Финляндия еще недавно входила.

Мы не будем сейчас говорить о причинах и ходе войны — это отдельная тема. Важно, что в основе ее лежали классовый (рабочие и батраки VS буржуазия и землевладельцы) и региональный (аграрный Север VS промышленный Юг) конфликты, идейное противостояние «белых» — буржуазных националистов, и «красных» — левых социал-демократов и красногвардейцев (коммунистов еще не было). Вторые захватили власть на части территории страны, но не смогли удержать ее и проиграли лучше вооруженным и более дисциплинированным союзным силам белогвардейцев, опытных егерей — ветеранов Первой мировой, немецких и шведских интервентов.

Женская борьба за равноправие не входила в число решающих факторов, но сыграла свою роль, её показателем стало большое количество вовлечённых в войну женщин (как позже в России и в Испании) — причем с обеих сторон: и у тех, и у других были свои женщины-лидеры, комбатантки и пр., но у красных все же больше. Красногвардейками становились бывшие служанки, рабочие, которые боролись не только за классовой равенство, но и за гендерное. Из 90 000-120 000 красногвардейцев от 2000 до 2600 составляли женщины.

Месть для проигравших была страшной. Как отмечают исследователи, за шесть месяцев в войне погибло более 36 000 человек — то есть, более 1% населения. При этом размах и масштаб белого террора превышал красный более чем в десять раз: по имеющейся статистике, от 7370 до 10000 человек было казнено, 1150 пропало без вести, от 11652 до 12500 погибло в импровизированных концлагерях, куда отвозили пленных — из-за ужасных условий содержания, голода, болезней. При этом зачастую в ходе войны пленные подвергались изощрённым издевательствам и пыткам, мучительным казням и т.д. Особенно досталось женщинам-красногвардейкам, которые ходили в мужской одежде и принимали участие в боевых действиях (зачастую вопреки желанию красных лидеров): белые их массово насиловали, пытали, избивали, унижали, бессудно убивали (иногда вместе с детьми).

Для белых это было принципиально моментом: для образованной городской буржуазии красные женщины были «взбунтовавшимися плебейками», для сельских традиционалистов — «взбесившимися бабами», которые подняли руку на вековые порядки и которых нужно «как следует проучить». Лютеранские священники в белой зоне часто в проповедях называли красных женщин «служанками дьявола». Распускались слухи о женщинах-палачах, хотя доподлинно известно лишь об одной красногвардейке, участвовавшей в казнях. Если мужчин-красногвардейцев белая пропаганда выставляла бандитами с большой дороги и большевистскими агентами, то красногвардеек называли «волчицами», «красными шлюхами» и т.д., всячески подчёркивая и приписывая им «половую распущенность». На войне погибло примерно 755 красногвардеек, от 70 до 130 погибли в боях, от 420 до 460 были казнены, от 80 до 110 умерли в концлагерях, ещё 180 пропали без вести.

Традиционно эта тема была табуирована, финские власти и деятели искусства предпочитали замалчивать эти страшные страницы истории. Молчание стало прерывать уже в более либеральные времена — в 1950-60е годы, когда начали ставить памятники всем жертвам террора, стали появляться книги, фильмы, в которых красные не обязательно были бандитами и могли вызывать сочувствие и симпатию. Новая волна разоблачений, открывающая глаза на весь ужас деяний белофиннов, прокатилась в последние годы, когда были подняты новые документы, написано много новых книг и снято несколько фильмов.

Один из них — экранизация романа современной писательницы Леены Ландер «Käsky» («Приказ»), в российской и британской версиях он называется «Слёзы апреля». Сюжет очень напоминает «Сорок первого» Б. Лавренёва и его киноадаптации, с разницей до наоборот: интеллигентный белый егерь (Самули Ваурамо), руководствуясь, в отличие от своих озверевших сослуживцев, соображениями совести и законности, конвоирует к месту полевого суда красногвардейку (Пихла Вийтала), в результате чего судьбы обоих необратимо изменятся. Наверное, самый запоминающийся и неоднозначный персонаж фильма — судья-поэт Эмиль Халленберг, такой «финский полковник Курц», страшный и жалкий одновременно. Персонаж во многом основан на реальной фигуре Эрика Гротенфельта, поэта-интеллектуала, который в годы войны стал судьёй и палачом. Однако в фильме играющий его Ээро Ахо, скорее намеренно, чем случайно, больше похож на… Маннергейма — и не только внешне или распространённой среди белых командиров меховой шапкой. Можно сказать, что это символическое сведение счётов с доминировавшей в прошлом правоавторитарной системой ценностей. Фильм очень сильный и страшный (присутствуют сцены групповых изнасилований и массовых казней), но замечательный: он рассказывает о судьбах многих женщин и том аде, через который они прошли после поражения

В ролях: Самули Ваурамо, Пихла Виитала, Еэро Ахо, Эмели Лоухимиес, Миина Маасола, Рийна Майдре, Сулеви Пелтола, Оскар Пёвсти, Микко Коуки, Янне Виртанен

Страна: Финляндия, Германия, Греция

Продолжительность: 110 минут

Жанр: драма, военный

Кинопоиск: 7.06, IMDB: 6.4

Слезы апреля (Käsky), 2008

Первоисточник

5
2