Обзор фильма «Маригелла» (2019)

Прошлогодний обзор фильма “Marighella” (2019), который остался без российского проката, плюс трейлер.

“В Берлине приближается к концу 69-й международный кинофестиваль: показ фильмов основного конкурса завершился премьерой режиссерского дебюта актера Вагнера Моуры (Эскобар из сериала «Нарко»), снявшего портрет героя борьбы с бразильской диктатурой 1960-х Карлоса Маригеллы.
Амбициозен в данном случае даже выбор героя — поэты в принципе редко становятся протагонистами больших, дорогостоящих индустриальных проектов, что уж говорить о поэтах-марксистах! Карлос Маригелла (Сеу Жоржи) всю взрослую жизнь был одним из лидеров бразильской коммунистической партии — и потому подвергался гонениям, переносил аресты и пытки. Фильм Моуры стартует с очередного задержания и выстрела в грудь Маригеллы в 1964 году: в Бразилии только что произошел переворот, и к власти пришла военная диктатура. Освободившись через год (суд признал арест писателя незаконным), Маригелла переходит от борьбы идеологической к насильственному сопротивлению, пишет манифест партизанской самоорганизации — и вместе с революционной ячейкой начинает серию нападений на арсеналы, банки и даже американское консульство. Но силы, конечно, неравны, и вскоре полиция вместе с секретными службами открывают на поэта и его сторонников широкомасштабную охоту, не чураясь, конечно, приемов, имеющих мало общего с правами человека.
Это эффектная и духоподъемная по большей части история — с очевидным трагическим концом: диктатура в Бразилии продержалась у власти 21 год. Моура бравурно, жирно реализует события на экране, и его фильм наполняется наибольшей энергией в сценах действия, что режиссер, очевидно, чувствует, представляя последние несколько лет в жизни Маригеллы через сплошной поток экшена: ограбления и облавы, перестрелки и провокации, погони и пытки — куда же без них. Увы, не все решения Моуры оказываются уместны даже в пространстве его собственного фильма. Так, если Сеу Жоржи (тот самый бразильский актер и музыкант, что перепевал Боуи на португальском для «Водной жизни со Стивом Зиссу» Уэса Андерсона) в роли Маригеллы уже самой своей статью добавляет этому бойкому кино поэтизма, то Бруну Галиассу в качестве садиста-полицейского, возглавляющего охоту на революционера, играет на грани карикатуры, а Моура вдобавок еще и оставляет этого персонажа вымышленным, не давая ему имя прототипа — Сержиу Параньоса Флери. Эта стыдливость несколько компенсируется настойчивостью, с которой режиссер подчеркивает роль американцев в перевороте и поддержании власти хунты. Проблема в том, что, снимая откровенно антиамериканское кино, Моура выбирает для него типично голливудскую манеру повествования — и в конечном счете в «Маригелле» содержание находится в постоянном конфликте с формой, апеллируя в итоге даже не к словам героя, его работам или поэзии, а лишь к его самопожертвованию во имя патриотизма. А тот, как известно, может быть понят максимально превратно: не только через противостояние беззаконию, но и как его оправдание”.
(Денис Рузаев, https://Lenta.ru)

Первоисточник

2
1