Рецензия на «Игру в кальмара» от Синемарксизма

Посмотрели корейский сериал «Игра в кальмара». Он недавно вышел на Netflix и попал на первое место в мировом рейтинге, оказавшись самым популярным корейским сериалом всех времен. Если коротко, то это «Голодные игры», но в мире «Паразитов». Сюжет: современный Сеул. Измученных кредитным рабством должников заманивают в игру с денежным призом в $38 000 000. Игра представляет собой серию кровавых соревнований по мотивам детских дворовых игр наподобие классиков. Проигравших убивают на месте.

Далее — спойлеры.

Участники шоу различаются по своему социальному положению. Их объединяет одно: каждый из них задолжал огромную сумму денег. Игроман, одержимый ставками на лошадиных скачках. Мигрант-пакистанец. Финансовый мошенник, в прошлом отличник и гордость школы. Бандит-якудза. Старик с опухолью в мозгу. Девушка из Северной Кореи («думала, здесь будет лучше»).

В сериале есть интересный момент прекращения игры, которого обычно нет в подобных фильмах. После первого испытания, в котором гибнет больше половины участников, игрокам дается возможность коллективно проголосовать — прекратить игру или продолжать. Потрясенные кровавой расправой, они большинством голосов решают прекратить игру. Однако попав в привычную жизнь, сталкиваются с еще более ужасающим адом: больные родственники, задержка зарплаты месяцами, угроза ареста. Серия так и называется — «Ад». В итоге 90% возвращаются обратно в игру. Выходит, свобода выбора — иллюзия, а реальная жизнь хуже игры-мясорубки.

Игра заявляется как честная и с равными шансами для всех, но фактически в ней появляются и неравные стартовые условия, и подкручиваемые на ходу правила. Сахарное печенье может достаться простой формы — круг, а может и сложной — зонтик, и кто случайно сломает печенье, вынимая его из формочки, того застрелят. Игрок может додуматься до лазейки на стеклянном мосту, но ему тут же поменяют условия, чтобы шоу не страдало в зрелищности.

Раз это шоу, то кто его смотрит, ради чего всё затевается? Зрители шоу — считанные единицы. Это богачи в золотых масках с сигарами и дорогим алкоголем, в вычурно-помпезных декорациях. Они делают ставки на игроков, по совпадению хобби главного героя — ставки на скачках. А персонал шоу, по-видимому, состоит из таких же отчаявшихся должников, и у них есть свой тайный бизнес по продаже органов выбывших участников.

Социальный контекст подается аккуратно. В пятой серии выясняется, что главный герой участвовал в забастовке на своем автомобильном предприятии, и эта забастовка была жестоко подавлена местным ОМОНом. Там он проработал более 10 лет, после чего оно закрылось из-за реструктуризации. В отзывах на сериал немало зрительских реакций: «Не могу сочувствовать главному герою, он слабак и лентяй». Да, персонаж малоприятен, но есть и обстоятельства, которые его сформировали.

«Корея — вторая самая закредитованная в мире страна», ненавязчиво говорит телевизор в одной из сцен. В этом сериале долг — основной двигатель сюжета. Сходно с книгами Дэвида Грэбера, у него при помощи долга объясняется появление денег и финансовой системы, всё это сводится к изначальному долгу. Именно долг когда-то двигал конкистадоров на покорение Америки. Это не марксистская точка зрения, но интересная.

В заключение слова режиссера сериала: «Я хотел написать историю, которая станет аллегорией или басней на современное капиталистическое общество, что-то, изображающее конкуренцию в экстремальном виде, экстремальную конкуренцию жизни.»

Посмотрели корейский сериал

Посмотрели корейский сериал

Посмотрели корейский сериал

Первоисточник

144
16