Отрывок из сериала «Гений» (2018) о коммунизме Пикассо

Отрывки из сериала «Гений» (2018) про Пабло Пикассо, которого там играет Антонио Бандерас, многолетний сторонник Социалистической рабочей партии Испании.

Как известно, после войны Пикассо вступил в Коммунистическую партию Франции. Об этом два отрывка:
— Пикассо объясняет, почему он вступил в компартию
— Ссора на съезде компартии: коммунист обвиняет Пикассо в буржуазности
Про первый отрывок. Конечно, образ Пикассо в сериале максимально деполитизирован, а точнее, весь его политический выбор сведен к антифашизму. В такой оптике получается, что Пикассо мыслил в весьма популярном тогда противопоставлении «коммунизм есть главная и наиболее последовательная альтернатива фашизму». Многие считали, что капитализм в целях самосохранения будет неизбежно скатываться к фашизму и только левые смогут этому помешать. Впоследствии новая популярная оптика, пришедшая в неолиберальные времена (т.е. начиная с конца 1970-х) предложила совершенно другой расклад: фашизм и коммунизм это одинаково нежелательные и похожие друг на друга системы, равно угрожающие свободе, и задача капитализма бдительно уклоняться от двух этих «форм тоталитаризма». В такой оптике, конечно, Пикассо просто заблуждался вместе со многими, находя в коммунизме главное противоядие против фашистской опасности.
Про второй отрывок. В нем советская сторона обвиняет Пикассо в том, что он по форме и методу чужд коммунистическому искусству и это, наконец, открывает Пикассо глаза на то, что между коммунизмом и фашизмом есть общие черты. Суть советских претензий очень близка к знаменитому афоризму Михаила Лифшица, сказанному именно о Пикассо: «бывают хорошие модернисты, но не бывает хорошего модернизма». Согласно теории Лифшица, одного из лучших советских искусствоведов, весь модернизм и авангард 20 века это отказ от ренессансной и гуманистической традиции изображения и потому такое искусство несет в себе отрицание человека и новое варварство, тогда как сами левые авангардисты (от дадаистов до ситуационистов) считали, что именно в их искусстве наглядно выражается революционная диалектика ситуации и именно такое искусство необходимо новому человеку для войны со старым миром, тогда как советские художественные требования представлялись им подозрительно традиционными и примитивными. Наиболее последовательным и глубоким защитником такой лево-авангардной точки зрения был Теодор Адорно («Эстетическая теория»).

Первоисточник

5
10

Похожие материалы