Олег Горяинов про фильм Романо Скаволини «Осадное положение» (1969)

««Осадное положение» Романо Скаволини было снято в тот момент, когда итальянский кинематограф, словно бельё после оргии, был насквозь запятнан Марксом и Фрейдом. Не синтезом (любовным слиянием) двух теорий, но их порой вульгарным параллелизмом (перверсивным союзом). Несмотря на напрашивающуюся в ту эпоху очевидность и наивность такого соположения, эта опасная смесь взорвалась серией шедевров второй половины 60-х годов, которые, словно вопреки теоретическим обстоятельствам, проявили богатство практики. Работы Беллоккьо, Пазолини, Висконти тех лет легко сбрасывали с себя ярлыки фрейдо-марксистской оптики, сохраняя за эротизмом бесплодность его моторики и уклоняясь от прямолинейных политических предписаний. Либидинальные вложения оказались оправданы. На этом фоне работа Скаволини является одновременно кульминацией подобных телодвижений и их деструкцией: соитие «после революции» неизбежно оставляет вкус провала всех (со)участников, но инерция тянет на повтор.

Лоренцо (Матьё Карьер), вернувшись из колледжа, страстно увлечён своей матерью, которая, выходя из ванной, провоцирует сына просьбами обтирать её обнаженную спину. В отце Лоренцо видит ненавистного соперника, который в первую очередь супруг/препятствие на пути к объекту желания. Логика субституции предлагает для услад подругу матери, Роберту (Джоан Коллинз). Роман с Робертой разворачивается на фоне упадка Триеста, опустошенного забастовками, города, где буржуазия и аристократия настолько бессильны, что их не хватает даже на безумства и излишества. В этом мире История подошла к концу ещё позавчера, но уведомление пришло с опозданием, а потому маски, соскальзывая с лиц, подвисают на нитях растерянности.

Скаволини увлекается зеркалами, заставляя своих героев их бить, так как отражения и их осколки запускают вихрь наскакивающих друг на друга кадров: эстетизму здесь приходится мириться с хаотичностью концептуальных проекций. Зрительский глаз принуждается к забегу на пути от чистой формы прямиком до (ангажированной) Идеи, которой нет дела до маньеризма. Параллелизм Маркса и Фрейда питается безразличием замысла к порядку его воплощения. Гегель предупреждал о бесплотности искусства в моменты кризиса. Скаволини подтверждает, что в период опасности, в «Осадном положении», любовникам нет дела даже до собственного удовлетворения»

Олег Горяинов про фильм Романо Скаволини «Осадное положение» (1969):

Первоисточник

0
2