КИНОИСТОРИЯ — Бруно Мюэль из «групп Медведкина» (из книги М.Трофименкова)

Оригинал поста

Одним из лидеров группы Медведкина в Сошо был Брюно Мюэль — выдающийся кинодокументалист и настоящий революционер, с камерой наперевес объездивший все места, где, перефразируя Маркера, цвет воздуха становился красным. Снимая этот алеющий горизонт, Мюэль всегда был на самом его краю, на передовой боёв за Утопию. Предлагаем вашему вниманию отрывок об этом «летучем голландце революции», его путешествиях и фильмографии из не раз цитированной нами книги Михаила Трофименкова «Кинотеатр военных действий».

Бруно Мюэль

Мюэль, дебютировав в группе Марселин Лоридан в победном Алжире, стал летучим голландцем революций, всегда оказывающимся в нужное время и в нужном месте. Как правило, первым и зачастую — единственным, как в Чили после пиночетовского переворота.

В 1965 году он и Жан-Пьер Сержан — еще один соавтор Лоридан — в партизанских районах Колумбии, на которые армия ведет истребительное наступление. Герилья воюет с 1948 года, но мир о ней заговорил лишь в 1964 году, прослышав о гибнущей вольной крестьянской республике Маркеталия. Мюэль и Сержан сняли два фильма. Они как две стороны медали: один — о настоящем, на глазах превращающемся в прошлое, другой — о будущем, проступающем в настоящем, хотя никто еще не знает, что это будущее.

«Камило Торрес» — последнее интервью 36-летнего священника, пионера «теологии освобождения», социолога и урбаниста Камило Торреса. В конце года он присоединится к Армии национального освобождения и погибнет в первом бою 16 февраля 1966 года.

В «Рио Чикито» — фильме, начинающемся без околичностей с плана отрезанной головы — мир увидел Мануэля Маруланду, за год до того основавшего «Революционные вооруженные силы». Он — будущая легенда для всех партизан мира — установит рекорд пребывания во главе армии джунглей — 44 года — и умрет своей смертью, непойманный, в 2008 году, несмотря на 5 миллионов долларов, выставленных США за его голову.

Потом Мюэль засвидетельствовал, как целая Центральноафриканская республика может в одночасье обезуметь и разрушить саму себя: достаточно либерализовать торговлю драгоценными камнями («Сангха», 1968).

Через Палестину его дорога пролегла к повстанцам-пешмерга («Иракский Курдистан», 1969), сепаратистам Биафры, подполыщикам-баскам («Борбока», 1972). После безумной, но удавшейся чилийской авантюры Мюэль в 1975 году со своими товарищами-коммунистами Антуаном Бонфанти и Марселем Трийа надолго уехал в Анголу, только что получившую независимость, учить первое поколение кинематографистов.

Ангольцам сумасшедше повезло учиться не только у великого документалиста Мюэля, но и у Бонфанти, величайшего звукорежиссера в мире («Мюриэль», «Безумный Пьеро», «Последнее танго в Париже», «Американская ночь») и ветерана политического кино («Далеко от Вьетнама», «Общество зрелищ»), работавшего с Вотье еще над «Африкой 50» и «Двадцатилетними в Оресе».

В Анголе между тем шла гражданская война, на которой три профессора сняли «Народную войну в Анголе» и «Борьба продолжается» (1975-1977). И эти, и остальные работы Мюэля отличает от большинства партизанских фильмов отсутствие пафоса на грани истерики, интимная, хотя и очень твердая, человечная интонация.

Между поездками Мюэль успевал работать с «Медведкиным» и закрыл эпоху великих забастовок и пролетарского кино шедевром «Чужой кровью» (1974): столь же человечным рассказом о том, как работа на конвейере калечит не тела, но жизнь людей.

Между двумя поездками в Анголу Мюэль побывал еще и в Западной Сахаре, или, торжественно выражаясь, Сахарской Арабской Демократической республике, провозглашенной 27 февраля 1976 года партизанским фронтом POLISARIO. Испанские колонизаторы оттуда ретировались еще в ноябре, но этот кусок пустыни тут же поделили между собой Марокко и Мавритания. Мюэль снял о нем фильм «Западная Сахара: независимость или геноцид?» (1976).

И тогда вдруг все его предыдущие фильмы сложились в одну стройную повесть об эфемерных мятежных республиках: от Маркеталии и Курдистана до Палестины и Сахары.

Первоисточник

0
0