Небольшой фильм Криса Маркера «2084» (1984 год)

Сотая годовщина принятия закона о свободе профсоюзных организаций (1984), легализовавшего во Франции профсоюзы, становится в картине Маркера точкой бифуркации, в которой проявляются разные временные перспективы. С помощью компьютера французские студенты проектирует варианты будущего, к которому приведет профсоюзное движение еще через сто лет. И видят три одинаково вероятных сценария. «Серый» — полное страха общество постоянного чрезвычайного положения, где люди, хватаясь за прошлое, перестали мечтать о будущем, а профсоюз оберегает мнимую безопасность — баланс и статус-кво. «Черный» — где действует отлаженная машина сытого технототалитаризма, в котором технологии заменили собой идеологию, а роль профсоюза сведена к подправке мелких неисправностей. И «синий» — сценарий будущего, в котором люди так долго ждали неизбежной катастрофы, что научились вместе представлять себе иные варианты развития: например, что стабильности можно добиться, научившись постоянно сомневаться, а технологии могут быть эффективным инструментом перестраивания мира, если осознавать их потенциальные угрозы. Двадцатый век оказался лишь переходом от варварства к цивилизации, а испытывавшие ярость из-за существования бедности и несправедливости оказались правы — профсоюз помог им выстроить мост от гнева к надежде.
В конце фильма Маркер говорит, что это был всего лишь его способ отметить первые сто лет существования профсоюзов, меньше разглагольствуя о том, что было уже сделано, и больше о том, что еще предстоит. Все три варианта открыты для нас, как и, несомненно, множество других. Будущее не запрограммировано, оно пишется нами каждый день — и каждый день мы стоим на развилке.

Небольшой фильм Криса Маркера «2084» снят в год столетия французского синдикализма.

Первоисточник

0
0