«Поражение или победа?» — рецензия Антона Романова на «Knock Down The House»

Наш подписчик Антон Романов посмотрел фильм Knock Down The House и написал свой отзыв на него. Читайте исторический контекст событий и обзор того, что было дальше, как сложилась судьба независимых левых кандидатов из фильма. Спойлер: прямо сейчас, никем не замеченная, состоялась-таки победа одной из героинь на выборах, и это не Окасио-Кортез.

Антон — молодец. Будьте как Антон и делитесь своими мнениями о фильмах с синемарксистским сообществом. Не смотрите фильмы просто так, смотрите их интерактивно, в общении, помогайте нам наращивать мощность нашего всеобщего интеллекта.

———

ПОРАЖЕНИЕ ИЛИ ПОБЕДА?

Рецензия на фильм «Поставить Конгресс на колени»

Фильм посвящен предвыборной кампании четырех женщин-демократок: Александрии Окасио-Кортез (как ее называют, АОК – о ней я уже писал), Эми Вилелы, Паулы Джин Сверенджин и Кори Буш. Все они являются представителями объединения «Бренда Новый Конгресс», сформированного бывшими участниками президентской кампании Берни Сандерса в 2016 году. Бренд ставит своей задачей «избрать обычных трудящихся в Конгресс, которые поставят интересы людей выше партийных и сделают правительство более подотчетным и отвечающим нуждам всех американцев».

Все центральные персонажи фильма баллотировались от Демократической партии США, большинство из них представляют низшие классы и меньшинства, все они женщины: латиноамериканка Окасио-Кортез, работавшая барменшей, гражданская активистка и бизнесвумен Вилела, дочь шахтера Сверенджин и чернокожая медсестра Буш. Фильм снят в подчеркнуто либертарном, феминистском, прогрессивном духе, хотя режиссерка Рэйчел Лирс (она начала снимать фильм на следующий день после избрания Дональда Трампа) касается политики весьма осторожно: например, почти не упоминает принадлежность Окасио-Кортез к Демократическим социалистам Америки. Сверенджин в фильме прямо говорит: «Сейчас они указывают на меня как на марксистку. Я даже не знаю, что такое марксизм. Комми, социалист, кусок дерьма, сука, знаете, мол, я выгляжу как русская, возвращайся к себе в Мексику…»

Этот момент скорее играет против фильма. Трудно уловить прогрессивность этого кино, поскольку в качестве передовой идеологии независимых прогрессивных кандидатов в нем представлена обычная левопопулистская риторика: здравоохранение для всех, борьба с угольными корпорациями, права женщин, people of colour и ЛГБТ+. Наверное, американцам такая программа кажется передовой, но в фильме она по своей абстрактности немногим отличается от программы противников героинь (собирательный образ которых иллюстрирует белый цисгендерный мужчина, бессменный конгрессмен от Квинса и Бронкса Джо Кроули). Программа Кроули знакома нашим соотечественникам до боли: сильная рука, большой опыт, «я за вас, я обязательно решу все ваши проблемы», обо всем и ни о чем. Живет он, разумеется, не в негритянском Бронксе, а в Вирджинии.

Вообще героини, кроме АОК, прорисованы в фильме не очень хорошо, зато той отведено весьма немало внимания: подробно показаны ее парень, и ее мама, и сестра. Уделено внимание ее работе и ее крошечной и не самой лучшей (даже по меркам хрущевок) квартире. Показаны кадры семейной видеосъемки из ее детства. Только Сверенджин (вторая героиня по количеству экранного времени) тоже выглядит как живой человек, у которого есть мать (появляется в фильме на полминуты). Сцены агитации, которым тоже уделено значительное внимание, не дают ничего нового: примерно так же общаются с прохожими волонтеры российских предвыборных кампаний от оппозиции, с поправкой на индифферентность агитируемых. Хотя приятно удивило, что сбором подписей занимаются и сами кандидаты – у нас трудно представить собирающим подписи условного кандидата в депутаты МГД или, тем более, Госдумы (хотя вес его по сравнению с депутатом Конгресса куда ниже). В США же независимые кандидаты сами обзванивают возможных спонсоров (об этом в фильме есть несколько очень живых и трогательных сцен), иногда даже сами рисуют граффити на асфальте и т.п.

Как убедительно пишет «Коммерсантъ», у фильма есть один большой недостаток: яркой фигурой в нем выглядит только Окасио-Кортез, уверенно объясняющая, как она видит будущее Америки и с подкупающей искренностью рассказывая о своих соседях – она сама из Бронкса. Позиции остальных героинь представлены крайне скупо, внимания достоин лишь момент, когда Сверенджин показывает оператору впечатляющее количество домов, жители которых больны раком из-за угольной пыли. На этом фоне Окасио-Кортез – веселая, саркастичная, бойкая – действительно затмевает всех остальных действующих лиц. Ей же отведено не менее половины фильма.

В целом, если режиссерка хотела показать в фильме вдохновляющую историю победы, то такой шаг выглядит оправданным, и во многом ей это удалось. «Коммерсантъ» не совсем правдиво указывает на то, что «…Выигрывает не тот, у кого есть деньги, и не тот, за кем стоит правда или справедливость. А тот, у кого есть драйв, харизма и высокая адаптивность.» Хотя три лишние героини ощутимо и впустую перегружают фильм, проблема, наверное, состоит все-таки не в этом. Главная драма фильма заключается в том, что лишь неимоверным усилием, лишь с помощью лидерских качеств, из-за своего дружелюбия, обаяния и харизмы, только в абсолютно афро-латиноамериканском, бедном Бронксе/Квинсе АОК удалось выиграть выборы в Конгресс. Остальные героини, баллотировавшиеся (Сверенджин – в Сенат, остальные – в Конгресс) от менее прогрессивных штатов и округов, потерпели сокрушительное поражение (Сверенджин, например, набрала только 30% голосов против единственного противника, этот момент показан в фильме).

Взгляд из ретроспективы подтверждает эти опасения: из 31 кандидата («Бренд…» планировал зарегистрировать к праймериз более 400 кандидатов), поддержанного «Брендом Новый Конгресс» в 2018 году (30 от демократов и один независимый) праймериз выиграли только 10. На последовавших за праймериз выборах победу и вовсе одержала одна Окасио-Кортез. Ситуация на 2020 год также не внушает уверенности: из 23 уже прошедших праймериз в Сенат и Конгресс кандидаты Бренда выиграли только 5. На их фоне выдающимися выглядят успехи даже «Демократов за справедливость» – другого объединения бывших сторонников Сандерса (основной целью движения является «получить в Конгрессе демократическое большинство нового типа» и отказаться от лоббирования партии корпорациями). «Демократы за справедливость» смогли провести в Конгресс в 2018 году целых семь кандидатов. Кстати говоря, фильм показывает нам очень теплую, дружескую атмосферу взаимодействия независимых кандидатов и «Бренда…», заставляющую зрителя сопереживать разворачивающемуся на экране подсчету голосов с полной силой.

Фильм пытается вдохновить нас, внушить уверенность в возможности победы даже на несправедливых выборах — что, конечно, кажется актуальным и российскому зрителю. Однако такой посыл (фильм снимался уже значительно позже выборов) выглядит как минимум странным на фоне поражения кампании «Бренда…», хотя в начале фильма его члены надеются «провести хотя бы 20, хотя бы 15 кандидатов». В этом контексте неудачными кажутся и пафосные, нашумевшие в свое время кадры победы Окасио-Кортез, сейчас выглядящие скорее как насмешка над поражением других кандидаток. Особенно грустно фильм выглядит на фоне провалившихся праймериз Демократической партии, которые проиграл Берни Сандерс, призвавший голосовать за Байдена (хотя он проиграл уже после выхода фильма).

За прошедшие годы «Демократическим социалистам Америки» и другим прогрессивным организациям (состоящим в основном из демократов) удалось поддержать и вынести в публичное поле множество инициатив. Поддержка бесплатного образования и здравоохранения для всех (15,3% американцев не имеют медицинской страховки), кампания против полицейского насилия над мигрантами, увеличения МРОТ и расширения трудовых прав, нашумевшая политико-экологическая кампания Green New Deal (провозглашенная, к слову, главной героиней фильма – АОК). В данной ситуации решающим фактором может стать (а может и нет) движение Black Lives Matter. Если прогрессивным демократам удастся заручиться поддержкой колеблющихся избирателей и афроамериканских кварталов, то у них появится шанс получить в Конгрессе хотя бы два десятка мест (о чем мечтали героини фильма еще в 2018 году). Если же среди избирателей перевесит скепсис в отношении пошатнувшихся надежд демократических социалистов, то результаты выборов 2020 года могут оказаться еще хуже, чем в 2018.

Кто знает, возможно, избрание Окасио-Кортез – это первый шаг на пути к подлинно демократическому Конгрессу и государству. Прошедшие, пока я смотрел фильм, выборы в Сенат в штате Невада, в которых победила Сверенджин, дают шанс на надежду.

Первоисточник

0
5

Похожие материалы