На этой неделе 65-летие отметил финский синемарксист Аки Каурисмяки.

Магистральной темой его фильмов является судьба простого рабочего человека и его незавидное положение в рыночном обществе. Поскольку автор сам прошёл через всё это, работая на стройках, почте и посудомойщиком, у него в загашниках имелся целый воз поводов для высказывания от имени шахтёров, охранников, мусорщиков и официантов. Собственно, всё это режиссёр без проблем сделал сначала в «пролетарской трилогии» («Тени в раю» (1986), «Ариэль» (1988) и «Девушка со спичечной фабрики» (1990)), а затем в таких работах, как «Вдаль уплывают облака» (1996), «Человек без прошлого» (2002) и «Огни городской окраины» (2006).

Ещё Каурисмяки любит смотреть на мир глазами бродяг, неудачников, маргиналов и беженцев. Последним, например, посвящены два его самых новых фильма «Гавр» (2011) и «По ту сторону надежды» (2017), где мигрантов прячут от полиции и фашистских банд в одном случае писатель с говорящей фамилией Маркс, который зарабатывает на жизнь чисткой обуви, а в другом — работники забегаловки. Финляндия (и — шире — Запад) Каурисмяки — далеко не всегда самое счастливое пространство мира, каковым оно кажется из России и других, менее удачливых уголков планеты. Его кредо — это не вера в коммерческий успех и стартапы а-ля Айн Рэнд, а констатация того, что скрывается за неоновыми огнями на первый взгляд уютненькой социал-демократической витрины мира. И хрупкая вера в то, что человек способен не только на подлость и обман, но эмпатию и солидарность.

https://news.ru/culture/master-molchaniya-chem-izvesten-finskij-rezhissyor-aki-kaurismyaki/

Первоисточник

35
10