В прокат вышел «Ленин.Неизбежность» Хотиненко

Между тем в прокат вышел «Ленин.Неизбежность». Фильм Хотиненко, переделанный из сериала. Судя по трейлеру (как легко догадаться, сам фильм мы не особенно торопимся смотреть) там всё тоже самое — Парвус дает лидеру большевиков деньги, амбициозный вождь крайних марксистов берется похоронить империю. Но (мы же диалектики т.е. везде ищем «но») есть в трейлере момент, который нам и вправду нравится. Это «Кабаре Вольтер» и дадаисты. В фильме Ленин тусуется вместе с Хуго Баллем на дадаистских перформансах, примеривает к своему лицу их маску и одобрительно рассматривает чучело старого мира, подвешенное под потолком в дадаистском «Кабаре Вольтер». Происходит это в Цюрихе в 1916. Некоторые, хотя и очень условные основания под собой эта сюжетная линия имеет. Дело в том, что там и тогда (в Цюрихе в 1916) Ленин жил ровно в том же доме, где это самое кабаре находилось. То есть сейчас там две памятные доски, на одной написано, что тут жил русский революционер Ленин, а на другой написано, что отсюда вообще-то начинается европейское искусство перформанса и вообще весь левацкий провокационный авангард. Дадаисты в Цюрихе возникли так: богемные эмигранты из самых разных стран бежали туда, уклоняясь от участия в мировой войне, и там создали свой скандальный клуб с глоссолалиями и обратным прокручиванием патефонных пластинок. По взглядам они все считали себя марксистами и как только в России в 1917 случилась революция, коллективно объявили себя последователями идей Татлина и вообще «арт-большевиками». Тристан Тцара, который был неформальным дадаистским лидером и заводилой, утверждал, что Ленин, который жил парой этажей выше их кабаре, часто заходил к ним, смотрел их дикие выступления и в восторге кричал по-русски: «Да-да! Да-да!». И якобы именно так и появилось название первого международного движения европейских авангардистов (которое позже преобразуется в сюрреализм). У самого Ленина и его товарищей нет никаких подтверждений того, что ВИЛ бывал в «Кабаре Вольтер». Вполне возможно, что он просто жил в этом доме, работал над «Империализмом как высшей стадией капитализма» и вовсе не подозревал, что парой этажей ниже, прямо под его ногами, возникает новейшее революционное искусство, требующее полной перемены мира. То есть Тристан Тцара мог всё про возгласы Ленина и выдумать, конечно, пользуясь этим удивительным совпадением адресов и дат, ну и из своей любви к большевизму и русской революции. Так или иначе, эта легенда о ленинском происхождении дадаизма осталась в истории как возможный апокриф. Под её впечатлением Наталья Медведева написала когда-то песню «Ленин Дада!», а теперь вот и Хотиненко воспользовался этим удивительным совпадением.
То есть у Тристана Тцара этот апокриф означал «Ленин — один из нас!» (амбициозных разрушителей старого мира и творцов новых форм всего). А у Хотиненко, видимо, тот же апокриф означает «Ленин — один из них!» (амбициозных разрушителей старого мира и творцов новых форм всего).

Первоисточник

2
1