Трейлер фильма «ВМаяковский» (2019)

Между тем с сегодняшнего дня в российских кинотеатрах можно посмотреть фильм «ВМаяковский» Александра Шейна (с Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой и Михаилом Ефремовым) о нашей способности или не способности понять и почувствовать людей столетней давности, делавших революцию и мечтавших о новом послекапиталистическом мире.

Вот что пишет о фильме и его герое Борис Гройс:

«Не только для России, но и для всего мира творчество Маяковского является, пожалуй, единственным примером слияния поэтической и политической революций. На Западе революционеры в поэзии так и не смогли стать политическими революционерами – хотя многие из них этого хотели, просто потому что на Западе революции не произошло. В России из всего поколения русского поэтического авангарда только Маяковский стал символом политического обновления страны. В то же время Маяковский пытался активно преодолеть не только разрыв между поэтическим и политическим, но также и разрыв между высокой модернистской поэзией и массовой культурой. Его «Окна РОСТА», сделанные им совместно с Александром Родченко, до сих пор служат образцом рекламы, включенным в стандартную программу западных дизайнерских школ. Можно сказать, что главным занятием Маяковского было восстановление единства культуры, расколотой модернистским искусством и политикой радикального авангарда. Но этот поиск нового единства культуры парадоксальным образом привел Маяковского к культурному одиночеству. Другие модернистски ориентированные поэты и художники его поколения воспринимали его «советские» стихи как измену истинной поэзии, в то время как типичные представители советского культурного мейнстрима вовсе не приветствовали синтез авангарда и советской идеологии, поскольку авангард воспринимался ими лишь как пережиток буржуазного общества. В результате объединительный проект Маяковского никем по существу не был понят, хотя и сделал поэта известным и популярным. Сегодня отношения между искусством и политикой, а также между высоким искусством и массовой культурой остаются по существу столь же проблематичными, как и в эпоху Маяковского. В этом смысле фигура Маяковского выступает сегодня и как обещание, и как предостережение. Как обещание, поскольку пример Маяковского показывает, что попытка преодоления современных культурных разрывов является возможной и может даже оказаться успешной. Как предостережение, поскольку эта попытка неизбежно ведет поэта или художника к социальному и культурному одиночеству. В фильме Александра Шейна показана драма одиночества поэта внутри ситуации социального успеха. В этом смысле фильм этот не только о Маяковском, но, скорее, о парадигматической судьбе поэта и художника в эпоху культурных и социальных разломов»:

Первоисточник

5
9