Коммуна (La commune (Paris, 1871)) — 2000, Франция

Режиссер: Питер Уоткинс

«Репортаж из Парижской Коммуны» — такой подзаголовок мог бы носить этот фильм. Ведь именно в форме репортажа построено повествование о семидесяти двух днях первой в истории человечества пролетарской революции.

В съёмках приняли участие более 200 человек, при этом не актёров-профессионалов, а обычных граждан (как левых, так и консервативных взглядов), разделившихся в процессе работы на группы по интересам, тем самым добившись поразительной натуралистичности действий и эмоций персонажей, естественно им сопереживая.

События «Коммуны» разворачиваются во Франции во второй половине XIX века (1870—1871 гг.), в которую волей режиссёра был перенесён такой привычный современный атрибут, как телевидение. В противовес официальному правительственному телеканалу (Версаль-ТВ), коммунары создают телевидение Коммуны. День за днём, шаг за шагом — мы можем наблюдать (почти присутствуя!), как в ночь на 18 марта правительство Тьера пытается обезоружить рабочие кварталы столицы и арестовать членов Центрального комитета Национальной гвардии, но эта попытка проваливается — солдаты отказываются стрелять в народ, национальные гвардейцы дают отпор правительственным войскам и, перейдя от слов — к делу, занимают правительственные учреждения. Затем следуют затяжные выборы в Парижскую Коммуну — в то время, как Версаль собирает войска, готовясь к контрудару… И, всё же, это время знаменитых декретов, баррикадных боёв за каждую улицу, за каждый дом (пришедшихся в основном на вторую часть фильма).

Чего только стоит растерянное «Эй?!», вырвавшееся из уст сержанта Национальной гвардии после произнесённой им перед строем, идущим на Версаль, команды «Смирно!»: он не может угомонить эту живую, только-только почувствовавшую вкус к жизни «толпу», но, чёрт возьми, эта «толпа» — одна из тех великих армий, которая знает, за что она сражается: не за «престиж нации», не за «честь короля», а единственно за своё право жить, творить и нести освобождение угнетённым всего мира!

Тем не менее, картина снята не в жанре боевика на историческую тему: зритель погружается в атмосферу восставшего Парижа не с помощью спецэффектов или дорогого реквизита, а благодаря удивительно верно определённому подходу в использовании элемента ролевой игры — и игры не пустой (как современные постановки Бородинской битвы или праздничные сценки из Второй Мировой), а осмысленной, в которой всё действительно второстепенное (реквизит, дотошный сценарий, «блики на саблях») отходит на второй план, уступая место историческому повествованию.

Другой важной особенностью фильма является то, что камера фактически «идёт в народ»: нам не скармливают дежурные беседы со «звёздами» политики и театра, мастерами военных интриг и растлителями культуры — вместо этого мы видим и слышим рабочих, солдат, портних, прачек, кухарок, учителей, стариков и детей пролетарских кварталов Парижа. Картина дополняется мнением представителей буржуазии, священников, госслужащих, политических обозревателей, солдат и офицеров правительственных войск.

Во второй части фильма драма достигает своей кульминации. До последнего дня Коммуна не прекращает революционной работы: проходят митинги, собрания, издаются декреты, не умолкают споры и не стихает пальба — но изоляция города и внутренние противоречия Коммуны делают своё дело: Тьер выступает с высокой трибуны, и под гул оваций восхищённого парламента гремят выстрелы на кладбище Пер-Лашез, в Люксембургском саду — по всему Парижу!

В ролях: Элен Энни Адальто, Пьер Барбие, Bernard Bombeau, Maylis Bouffartigue, Geneviève Capy, Энн Карлье, Véronique Couzon, Piotr Daskiewicz, Николь Дэфер, Патрик Делл’Изола

Страна: Франция

Продолжительность: 345 минут

Жанр: драма, военный, история

Кинопоиск: 6.919, IMDB: 8.0

Коммуна (La commune (Paris, 1871)), 2000

Коммуна (La commune (Paris, 1871)), 2000

Первоисточник

13
14