Алексей Цветков смотрит сериал «Карамора» (2022)

Про «Карамору» Козловского, две серии которого я посмотрел:

Первые минуты сериала весьма романтичны. Мы видим благородного анархиста, создающего ощущение «серебряного века» и роста революционных настроений.

В чем его пафос? Быть запятой в тексте чужой истории пошло до тошноты. Жизнь как мелкая торговля собой и большой страх перед охранкой это пошло до тошноты. Пошло до тошноты быть обывателем, разменной мелочью на рынке, съедобным мясом, потенциальной добычей для тех, кто делает историю, правит и свергает, схватившись в тайном клинче.

«Серебряный век» показан как вечеринка, на которой одновременно вызывают духов, предаются безудержному сладострастью, жгут абсент, вдыхают кокаин и длинноволосый Маяковский читает стихи с рифмой «ноги/тоги».

В целом эта стартовая обстановка приятна, не смотря на все исторические ляпы (анархисты никогда не требовали созыва Учредительного Собрания и уж тем более не захватывали телеграф (вокзалы? мосты?) со столь идиотскими требованиями. Но эта предельная абстрактность требований (всех выпустить, всё распустить, всем собраться и учредить) должна с самого начала подчеркнуть идеализм и оторванность от реальности нашего благородного революционного героя.

Впрочем, с первых же минут и ясно, что герой этот слишком хорош, таким идеальным революционера в 2022 году показывать не могут. Автоматически возникает предчувствие «усложнения образа».

Предполагаемый зритель сериала – современное ничтожество, которое не способно ни к каким почти умственным действиям в отношении истории общества, кроме изучения тайной вампирской магии и разоблачения тайных же заговоров, правящих слепым человечеством. Это известный типаж – рациональное знание не совместимо с вашим опытом, поэтому вы выбираете магические сказки, представить, чьи интересы и какие силы правят миром слишком неуютно, поэтому пусть уж лучше нашей историей правят тайные общества могущественных монстров. Монстры уютнее, чем способы производства и обмена.

В фильмах Дэвида Линча вход в инфернальное происходит через преступный мир (тот, кто нарушил юридический закон, может нарушить и законы природы, преступник это черный маг в своем первом шаге), а у Козловского революционер-анархист как суперпреступник открывает нам ворота в инферно. Тот, кто знает всю фиктивность и ангажированность правящего закона, сможет так же взглянуть и на законы физические/биологические. Из мира революционеров-подпольщиков он сможет сделать шаг в мир чародеев и вурдалаков.

В «Караморе» много господствующей идеологии (в этом главный смысл массовой культуры вообще-то, всё остальное в ней бонусом и приправой) – подлинная власть = глубинное государство, тайная элита, конспиративно правящая всем. Революционеры наивны, их европейское собрание показано как съезд близоруких рационалистов-дурачков, слепых к магическому ужасу настоящей власти – просто бальзам на душу обывателя и диванного конспиролога, который знает, что весь мир это заговор и оккультная война и потому со своего дивана нипочем не встанет, ибо он не профан-рационалист, но магический интуит.

Революционеры наивны, покушаясь на явную власть, ведь нужно бросить вызов власти подлинной, вступив в магическую, космическую войну. Но впрочем и это наивно, это всё равно что отрицать материальный мир как таковой.

Нефтяные олигархи в «Караморе» – бесчеловечные самовлюбленные эгоисты, погрязшие в роскоши и потерявшие страх и ответственность перед обществом т.е. это как бы «олигархи 1990-х» как их малюет нынешняя патриотическая пропаганда. Тоже очень удобная идея: олигархи — зло, а государство – нет, частный капитал (полученный из проданной крови) это проблема, а власть – нет, уже потому хотя бы, что она и не настоящая власть вовсе, а лишь прикрытие и ложная мишень.

Общие выводы из «Караморы»: круто быть революционером, агентом спецслужб, вампиром, истребителем вампиров. Желательно все эти четыре роли сразу в одном лице. Ну или хотя бы в двух лицах героя и героини.

Анархисты в своем клубе с помощью самодеятельного стриптиза объясняют ширнармассам разницу между партиями (объяснение нелепое, анархисты, как и большевики, были за Советы, а не против, лидеры эсеров не были разоблаченными агентами охранки, хотя… в этой вселенной все, кроме безликих и слепых обывателей, агенты какой-нибудь из спецслужб). Эта тема с пропагандистским стриптизом в клубе анархистов взята, кстати, прямо из советского теледетектива «Черный треугольник» (1981) про ограбление Патриаршей ризницы, где в московском «Доме анархии» в 1918 анархисты тоже организуют стриптиз, чтобы привлечь к себе люмпенизированные массы с Хитровки.

Двойное агентство Караморы, которое заявляется (но не проясняется) в первой же серии нужно для утвердительного ответа на вопрос: можно ли одновременно быть и за справедливость (т.е. против упырей-капиталистов) и за спецслужбы (т.е. против экстремистов, для которых убийство других людей – плевое дело).

Карамора одновременно и революционер и агент охранки (как Азеф в своё время, но он всё же был исключением). Это отсылает нас к двойному «происхождению», к воображаемой исторической генеалогии нынешних элит, которые сожалеют о разрушении романовской Империи и сравнивают себя с её агентами, но при этом помнят и своё более реальное советское происхождение от революционеров, свергнувших царя и создавших СССР. В общем «ЧК, ведь ты была во все века!».

Это противоречие в воображаемой генеалогии (можно ли происходить одновременно от революционных робингудов и от охранки, которая их ловила?) снимается, если однажды узнать, что подлинная власть вообще не там, куда экстремисты кидали бомбы, а в тайных вампирских замках, веками правящих этой планетой.

Можно ли быть революционером и агентом спецслужб одновременно? Да, если ты борец с тайной властью вампирского заговора. Кровь в хрустальных бокалах вампиров это клей, который склеивает эти две роли, противоборствующие в обыденном сознании профанов. Или скажем тоже самое наоборот: зачем нам нужен могущественный вампирский замок над миром слепых людей? Чтобы примирить две идентичности – революционно-советскую и охранительски-имперскую.

Т.е. в показанной нам вселенной, если ты не хочешь вести посредственную жизнь жалкого обывателя т.е. если ты романтик, ты неизбежно становишься агентом тех или иных спецслужб и силовых ведомств, а по совместительству с этой миссией ты можешь оставаться кем угодно – вампиром, революционным террористом и вообще.

«Каста жрецов правит вечно» — узнает Карамора (звучит как дословная цитата из Гейдара Джемаля, противопоставлявшего жрецов (система) и пророков (революция).

Сквозной политический вопрос и спор сериала – (не)самостоятельность людей: насколько они готовы (сейчас) и способны (в принципе) сами решать свою судьбу (демократическим образом) т.е. обходиться без тайных и явных элит, использующих их как корм и материал? Ответ в целом отрицательный – никогда не готовы и в принципе не способны, не может быть никакой демократии в мире, если он держится на тайной войне иноприродных монстров, но тех, кто считает иначе, в сериале ласково треплют по щеке, они наивные симпатяги, миляги и вообще романтичные герои, не имеющие горькой мудрости.

Мудрость же горькая этого мира состоит в признании собственного бессилия перед непостижимостью зловещих тайн и властью загадочных монстров. «Ночной Дозор», был, помнится, чуть-чуть оптимистичнее, хотя и в том же духе.

Для людей, не знающих, что такое политическая самостоятельность и общественная ответственность нет ничего слаще исторического фэнтези про заговоры и магическую власть.

Питер в сериале часто того же цвета, что и в «Чумном докторе».

Самый натуралистический момент – революционные мстители из группы «Бледные всадники» (да, это намёк на Савинкова и его «Боевую организацию») сажают разоблаченных агентов охранки на раскаленное пожарное ведро и вообще обожают пытки (они ещё и снафф снимают для пополнения революционной кассы). Никакие революционеры, так, конечно, не поступали (предателей они убирали довольно холодно, без садистских пыток) и тут мы имеем очевидный трансфер, перенос, ведь все эти «пожарные вёдра» в наше время – будни российской полиции и тюремной системы, а вовсе не практики каких-то мстительных экстремистов.

Самое ценное знание из сериала – чтобы убить бомбой царствующего вампира, бомбу нужно начинять серебряными вилками и ножами. Только так. Иначе ничего не получится. Без серебра.

Первоисточник

72
19