Алексей Цветков о параллелях советского и европейского кино

А ведь всем очевиден в советских (1934) «Веселых ребятах» Луис Бунюэль и Рене Клер? Ну то есть вот эта сцена, с пьяными животными, лезущими везде и засыпающими на столах мещанской дачи это же «Андалузский пёс» (1929), где мертвых ослов тащат на роялях, а уснувшая в постели корова это «Золотой век» (1930) того же Бюнуэля один в один и там же запряженная лошадью повозка с пьющими крестьянами ездит внутри замка маркизы Икс посреди гламурной вечеринки. А там, где веселый джазовый оркестр Кости Потехина бежит, отплясывая, за катафалком, это уже «Антракт» (1924) Клера, у которого за катафалком дружно бегут все парижские дадаисты.

Это я не в том смысле, что кто-то у кого-то что-то позаимствовал, эка невидаль, вся культура строится не творческих заимствованиях, а к тому, что внутри «социалистического реализма» раннего советского кинематографа запросто мог быть латентно завернут «социалистический сюрреализм» парижской богемы, который на советской территории как бы «нормализовывали», вылечивали и приводили к причинно-следственным связям и дидактическим задачам. Вот как это было? Смотрит режиссер Александров Бунюэля (на закрытом показе или в загранкомандировке) и говорит себе и своим товарищам: вот вроде товарищ Бунюэль — член компартии, антифашист, марксист, наш должен быть человек, а снимает бредятину всякую, эксцентрика есть, а связей и мотивов нет, к тому же злоупотребляет Фрейдом, давайте-ка подумаем, как животные могли попасть в помещение? И как в советской действительности может выглядеть реальный конфликт крестьянина и столичной «элиты»? Так, советская звуковая комедия, снятая немного даже на голливудский манер, давала политическую «озвучку» немому и дикому французскому сюрреализму. «Как будто месяц в отпуске побыл!» — говорил Иосиф Виссарионович Сталин об этом фильме.

Первоисточник

0
0