Ди Каприо снимется в фильме про коммуну «Джонстаун»

Синемарксистская новость. Ди Каприо сыграет Джима Джонса — основателя религиозной организации «Народный Храм», проповедовавшей христианский коммунизм.

Джонс был связан с «Черными пантерами», профсоюзным движением и с Коммунистической партией США и, соответственно, имел большие проблемы с ФБР и вообще с американским государством. Власть явно дала ему понять, что строить свой коммунистический рай на американской территории Джонсу и его последователям не позволят.

Тогда сторонники Джонса переехали жить в Гайану (купив там землю в коллективную собственность), чтобы основать там свою идеальную коммуну вдали от давления правительства США. Их поселок получил название Джонстаун (в честь лидера) и главную улицу в нём назвали именем Ленина. Чувствуя интерес со стороны ЦРУ, жители коммуны всерьез рассматривали переход в советское гражданство, учили русский язык и готовили бланки заявлений.

Для советского правительства всё это тоже было вопросом и проблемой — что делать с тысячей американских мистических коммунистов, которые просят себе паспорта СССР и мечтают переехать в эту страну, чтобы участвовать в дальнейшем построении «развитого социализма».

Когда Джонса спрашивали об идеальном устройстве общества, он ссылался на идеи Эриха Фромма и ленинскую книгу «Государство и революция». Поселком в джунглях управлял высший совет коммуны с постоянно переизбираемыми лидерами. Деньги внутри коммуны были полностью отменены. За четыре года существования Джонстаун разросся, что угрожало внутренней стабильности коммуны. Согласно учению «Народного храма» коммунизм возможен до тех пор, пока все члены общины лично знакомы друг с другом. По составу это была смесь пролетариев и богемы в пропорции «пять к одному». За четыре года существования в общине родилось много детей, что само по себе явно говорит о позитивном внутреннем климате.

18 ноября 1978 года в Джонстауне совершили «революционное самоубийство» более 900 человек. Их лидер последовал в иной мир вместе с ними. В своей последней речи он высказался в том смысле, что этот мир оказался не готов к коммунизму и подлинным коммунистам нет в нём места, но, может быть, так будет не всегда. Вот цитата оттуда:

«Мы горды, что у нас есть, за что умирать. <…> Мир был еще не готов позволить нам выжить. <…> Мы были движением к новой жизни, к непокорённым вершинам человеческого духа, сломленным капитализмом, системой эксплуатации и несправедливости. <…> Мы не хотели такого конца, но история предназначила нас именно для этого. <…> Мы хотели вообще забыть о себе и дать миру чуть больше любви, без которой он задыхается.

Мы представляли собой образец любящих друг друга людей для миллионов обездоленных, и мы не согласимся снова сдаться в плен обществу. <…> Крошечный котёнок сидит рядом и смотрит. Собака лает. Птицы собрались на проводах. Конец “Народного храма” — это ужасная победа. Нам горько от того, что мы не сумели реализовать то, что задумывали, очень горько, что Джим Джонс раздавлен миром, который устроен не нами и не для нас. Нам все равно, сколько человек поймет, в чем именно мы победили. Мы принимаем смерть. Тьма опускается над Джонстауном в этот последний день существования нашей коммуны на земле».

Коллективное самоубийство случилось после странного инцидента со стрельбой в ходе визита американского конгрессмена. Делегация американского Конгресса официально приехала в коммуну, чтобы проверить, не нарушаются ли там права граждан и нет ли там тех, кто хочет вернуться в США, но их удерживают силой. Главный вопрос делегации был: не под гипнозом ли несколько сотен американцев перевозят в СССР? Этот визит закончился конфликтом сектантов с представителями Конгресса и перестрелкой.

В СССР считалось, что всё это было намеренно спровоцировано США, чтобы не дать коммуне Джонса уехать в СССР и безнаказанно заниматься антиамериканской пропагандой дальше.
Высказывалась даже версия, что никакого коллективного самоубийства не было и всё это показательная казнь неугодных, устроенная американскими спецслужбами.

ЦРУ видели в этой коммуне «ещё одну скрытую организацию «новых левых». Даже после их переезда в Гайану Джонса обвиняли в антиамериканской деятельности через его агентов и сторонников в Калифорнии. К 1978 были даже арестованы все банковские счета «Народного Храма».

Нам, конечно, интересно, как покажут в этом фильме Джима Джонса?
Будет ли он в фильме скорее коммунистом или скорее мистическим лидером — харизматом?
Изобразят ли нам официальную версию событий, или всё же не столь однозначную?

Нынешний интерес к марксистским идеям и социалистическим опытам в США продолжает толкать тамошних кинематографистов к подобным историческим сюжетам, которые ещё недавно считались слишком взрывоопасными для экранизации.

!

Первоисточник

143
26

Похожие материалы